Подвиг поста

Толкования на Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

Дорогие друзья!

На первой седмице Великого поста с понедельника по четверг во всех храмах на Великом повечерии читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского – удивительно глубокое и проникновенное литургическое произведение, вводящее верующих в состояние «духовного тонуса» и настраивающее на покаянный лад.

Канон наполнен множеством библейских аллюзий, призванных напомнить нам об искушениях, подстерегающих человеческую душу на её жизненном пути, и о примерах истинного благочестия, веры и верности Богу.

В то же время, для человека, мало знакомого с ветхозаветным контекстом, понимание тонкой поэтики и духовного смысла этого произведения может оказаться затруднительным. Поэтому, в помощь всем тем, кто жаждет открыть для себя в творении преподобного Андрея Критского источник истинного покаяния и примирения с Богом, мы предлагаем ряд материалов с комментариями и толкованиями на Великий покаянный канон.

Богослужения первой седмицы Великого поста. Материалы в помощь молящимся

Дорогие прихожане!

Великий пост – время, установленное Святой Церковью для того, чтобы путём покаяния и духовных упражнений помочь нам открыть наши сердца навстречу Богу. В этот период церковного года мы, ограничивая себя в пище и удаляясь от развлечений, усиливаем нашу духовную жизнь, стараемся больше работать над собой и усерднее посещать храм Божий.

К сожалению, наша наполненная заботами и попечениями жизнь часто не даёт нам возможности уделять много времени молитве и церковной службе, но хотя бы в дни первой и последней седмиц Святой Четыредесятницы надо стараться посещать Богослужения чаще.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). «О чтении святых Отцов»

Продолжая путь Рождественского поста, мы вновь и вновь обращаемся к сокровищнице литературного наследия святителя Игнатия (Брянчанинова), наставляющего верных чад Православной Церкви мудрыми советами об устроении доброй христианской жизни.

На этот раз предлагаем вам главу «О чтении святых Отцов», в которой святитель рассуждает о важности для христианина живого общения с людьми, достигшими святости, – общения не только посредством молитвы, но и через книгу. Душеполезное чтение, погружение ума в кладезь святоотеческих писаний приносит нам неоценимую пользу, возводит дух к горним высотам и сподвигает следовать примеру тех, кто добродетельной жизнью, твёрдостью веры, кротостью и смирением стяжал нетленный венец.

Призываю каждого из вас, дорогие братья и сестры, со вниманием отнестись к словам святителя Игнатия и непременно прибегнуть к совету с вашим духовным наставником для выбора святоотеческого чтения, подходящего для вашей жизненной ситуации.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). «О любви к ближнему»

Дорогие братья и сёстры!

Продолжая начатый Рождественским постом путь погружения в источники мудрости книги «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), хочу предложить вашему вниманию и разумению главу «О любви к ближнему» из этого глубокого духовного труда.

Давайте прочитаем, подумаем, примерим рассуждения святителя к своей собственной жизни, к движением своей души и поразмышляем над тем, что и каким образом нам следует менять в себе, если мы стремимся к горним чертогам.

Настоятель храма
протоиерей Андрей Алексеев

Святитель Игнатий (Брянчанинов). «О любви к Богу»

Дорогие братья и сёстры!

В продолжение темы духовного укрепления в дни Рождественского поста хотелось бы порассуждать о послушании.

Послушание – основной закон духовной жизни, первое правило, постигаемое человеком на пути внутренней работы, тот столп, на котором зиждется дом нашего христианского делания:

«…всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» – говорит Спаситель (Мф. 7:24-25).

Послушание начинается с готовности смириться, «наступить на горло собственной песне» и прислушаться, то есть дать в своей жизни право голоса другому – родителям, учителям, духовным наставникам. А в первую очередь, конечно, Богу – Тому, в Чьих руках находится весь мир, но Кто наделил каждого человека неограниченной внутренней свободой. А дальше необходимо ещё больше смирения, духовной рассудительности и твёрдости для того, чтобы подчинить свою свободную волю воле Божией и положить её основанием своего жизненного пути.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). «О посте»

Дорогие братья и сёстры!

Начался Рождественский пост – дни воздержания, особого молитвенного делания, сугубой внутренней работы и усиленного наблюдения за движениями своей души.

С давних времён в Церкви сложилась добрая традиция читать во время поста аскетическую литературу, обращаясь для духовного укрепления и назидания к наследию Святых отцов – этому источнику живой воды, наставляющему верующих на пути христианского делания.

Следуя этому премудрому обычаю, предлагаю вам, дорогие, открыть страницы замечательных по своей глубине и пониманию человеческой души творений святителя Игнатия (Брянчанинова) – одного из величайших отцов Русской Православной Церкви, чьи труды заслуженно считаются азбукой духовной жизни.

Схиархимандрит Кирилл (Павлов): Слово в первую седмицу Великого поста

20 февраля отошёл ко Господу схиархимандрит Кирилл (Павлов) – многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовник трёх русских Патриархов – Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго, а также многих архиереев, священнослужителей Русской Церкви и просто православных верующих людей.

В мирской жизни звали его Иваном Дмитриевичем Павловым – примечательно, что родился будущий схиархимандрит 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, и именно в обители этого святого прожил большую часть своей жизни.

Родители Ивана были крестьянами Рязанской губернии, набожными людьми. Однако с двенадцати лет мальчика вместе с братом отправили из дома в город Касимов – для обучения в семилетней школе, и там под влиянием атеистического духа времени подросток практически отошёл от веры. После окончания школы Иван Павлов продолжил обучение в Касимовском индустриальном техникуме, потом служил в армии на Дальнем Востоке.

Страстная седмица: по стопам Спасителя

Страстной седмицей, или Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксари, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что её дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались больше творить дел милосердия, быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в это время всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на этот период от цепей узников, виновных не в уголовных преступлениях.

В Неделю четвёртую Великого поста: преподобный Иоанн Лествичник и его «Руководство для восхождения к духовному совершенству»

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», от которого преподобный и получил своё прозвание.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение девятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия он Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провёл сорок лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Неслучайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние».

Протоиерей Всеволод Шпиллер. Из проповеди в Неделю святителя Григория Паламы

Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: «А что же такое “образ Божий”, вписанный Самим Богом в нас? В чём же он? Каков он? Что он такое?» А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных – это так называемый «Томос веры». И в нём святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас – это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи – он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ, этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

В преддверии прощеного воскресенья: Валерий Духанин. Простить и испросить прощения

Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь жена говорит: это не я, а змей (см.: Быт. 3: 11–13). А змею, выходит, и деться некуда, хотя он, как тварь Божия, тут ни при чем. По объяснению святых отцов, змеем воспользовался падший денница, чтобы соблазнить людей. Но его соблазн не томил сладкой истомой первых людей, еще чистых, не изведавших на собственном опыте греха. Они сами распахнули двери своего сердца навстречу загадочному искушению, проявив откровенное недоверие Богу. Так вот, их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно.

Успенский пост

Успенский пост, дошедший до нас с древних времён христианства, установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели – от 14 августа до 27 августа.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».

 

«Два дня до студня», или Как мы любим Бога

Есть такая молитва, которую многие из нас произносят каждую неделю. Некоторые – хотя бы раз в месяц. А кто-нибудь – раз в год. Каждый по-разному, но мы, христиане, все её когда-нибудь произносим. Это молитва Иоанна Златоуста «Ко Святому Причащению». В ней есть одна фраза, которая звучит, как приговор.
«От них же первый есмь аз».

Помните? Помните?
«Пришедый в мир грешныя спасти» – это про нас. Это мы признаем. Это – как утешение.
А "От них же первый есмь аз» – это как приговор. И это вряд ли про нас.
Но поскольку слова молитвы начинаются с нашего обращения непосредственно к Богу: «Верую, Господи, и исповедую», – то шансов отмолчаться нету. Приходится разбираться.

Митрополит Антоний Сурожский. Слово на Страстную Пятницу

Мы, люди, всю нашу надежду после Бога возложили на заступление Богородицы. Мы эти слова повторяем часто, они нам стали привычны. А вместе с этим, перед лицом того, что совершалось вчера и сегодня, эти слова непостижимо страшны. Они должны являть или удивительную веру в Богородицу, или являют на самом деле, что мы не глубоко пережили в течение своей жизни этот призыв к помощи Божией Матери.

Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас.

Проповедь на Великий четверг

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас приветствую и поздравляю с Великим четвергом, днем, который приравнивается к двунадесятым праздникам, потому что в день сей мы празднуем величайшее событие в истории рода человеческого – установление Таинства Святой Евхаристии, Таинства Причащения. Почему же это событие величайшее? А потому, что именно через Таинство Тела и Крови Христовой всё то, что Господь совершил ради нашего спасения, – и Рождение Свое, и жизнь, исполненную скорбей, и проповедь, и страдания, и крест, и Воскресение, и восшествие на небеса, и второе пришествие – через Таинство Святой Евхаристии актуализируется, становится реальностью для каждого верующего человека, каждого члена Церкви. Мы являемся не просто зрителями во время Святой Литургии, мы не просто наблюдаем со стороны красивый обряд – мы являемся соучастниками Тайной Вечери и Жертвы Господней, подобно ученикам окружая трапезу Господню...

«Пошли нам, Господи, терпенье…»

Стоя на пороге Страстной седмицы и готовясь вступить в те дни, когда вся Церковь соборно переживает память Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа, мы размышляем о Кресте и, взирая на Жертву, принесённую Спасителем во имя любви к нам, недостойным и падшим, стараемся научиться следовать за Ним и тоже кротко и жертвенно нести свой маленький крест.

Но – как часто нам становится тяжело, как часто из-за житейских невзгод мы начинаем бездумно роптать, отчаиваться, жалеть себя и терять надежду! В таких случаях всегда хорошо вспоминать о примере святых – тех, кто, живя подобно нам на этой Земле, тоже порой страшился и унывал, но, уповая на Бога, со смирением предавал всё Его святой воле.

Обратим сегодня свой духовный взор к подвигу не чужих нам людей – святых Царственных Страстотерпцев, которые даже перед лицом смертельной опасности не отреклись от своего креста, а приняли его с кротостью и любовью.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский о посте и воздержании

К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!... Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? – Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно.

Неделя пятая Великого поста. Память преподобной Марии Египетской

Пятая неделя Великого поста посвящена воспоминанию покаянного подвига преподобной Марии Египетской.

Преподобная Мария жила в середине V и в начале VI столетия. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она покинула свой дом в городе Александрия. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так Мария 17 лет жила в блудных грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию.

 

Великий покаянный канон и 24 покаянные стихиры прп. Андрея Критского в стихотворном переложении священника-слепца Гавриила Пакатского

В среду пятой седмицы Великого поста во всех храмах совершаются особые покаянные Богослужения.

Утром на Литургии Преждеосвященных Даров поются 24 покаянных стихиры – творение преподобного Андрея Критского. Каждая стихира заканчивается словами: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

А вечером совершается утреня, в народе получившая название «Мариино стояние»: на этой службе целиком прочитываются Великий Покаянный канон прп. Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.

«Лествица» преподобного Иоанна Лествичника: книга восхождения

На четвертой неделе Великого поста мы вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника. «Лествичником» этот святой назван из-за своего главного труда – книги «Лествица, или Скрижали духовные».

Судьба книг бывает разной. Вы помните, какая книга была мировым бестселлером в 1995 году? Вот и я не помню. Прошло целых 20 лет – или всего лишь 20 лет – и эти книги мало кто читает. Они устарели, их сменили другие бестселлеры в таких же ярких обложках. Чаще всего их предназначение – развлечь читателя по дороге на работу, погрузить его в мир чужих переживаний и приключений. Впрочем, книги в этом отношении всё более вытесняются сериалами или играми – за которыми можно коротать время в том же метро, если у вас есть планшетник или хотя бы смартфон.

«Великий пост». Документальный фильм Первого канала

Дорогие братья и сестры!

Крестопоклонная неделя, середина Великого поста – хорошее время для того, чтобы в суете каждодневных дел остановиться и ещё раз задуматься, поразмышлять о духовном смысле этого периода церковного года, о его значении в жизни каждого христианина. Чтобы спросить самого себя, искренне и беспристрастно: «А что значит Великий пост в моей жизни?».

Предлагаем Вам посмотреть документальный фильм «Великий пост», снятый Первым каналом в 2011 году.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь в Неделю Крестопоклонную

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы поклоняемся сегодня Кресту Господню. До Господа, вместе с Ним, было распято бесчисленное количество людей, и однако одному только Кресту мы поклоняемся – Господню.

Взглянем на Голгофу и увидим эти три креста, на которых тогда были пригвождены три человека – трепетная человеческая плоть, страждущая и умирающая. Посередине – Христос невинный, праведный, живая божественная любовь, которая вступила в мир и которая была отвергнута. Почему? Потому что нет ничего страшнее для нас, себялюбивых людей, чем любовь.

 

Семь вопросов о Литургии Преждеосвященных Даров

Великим постом по средам и пятницам в храмах служится Литургия Преждеосвященных Даров.

В чём отличие этой службы от обычной Литургии? Когда ещё она служится? Все ли могут причаститься на такой Литургии и какие здесь могут быть особенности? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной Литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Вторая Неделя Великого поста: память святителя Григория Паламы

Вторая Неделя Великого поста посвящена святителю Григорию Паламе – защитнику практики исихазма и автору учения о нетварных Божественных энергиях.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья его бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.

 

Святитель Феофан Затворник. Поучение о посте

Как много толков о посте, как восстают на него и говорят: «Почему же пост – и такой строгий, – когда Господь Сам говорит, что не входящее в человека сквернит, но исходящее из сердца (Мф. 15, 11), и апостол учит: не ядый ядущаго да не осуждает» (Рим. 14, 3), и святой Златоуст в день Святой Пасхи призывает к веселию всех, и постившихся, и не постившихся?

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот всё, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом немало, но, как говорит о себе апостол Павел: «в пощениих многащи» (2 Кор. 11, 27), и все святые Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая.

О молитве преподобного Ефрема Сирина

В дни Великого поста каждый день мы слышим в храме и повторяем дома молитву преподобного Ефрема Сирина. О значении этой молитвы в духовной жизни христианина, о глубинном смысле тех прошений, с которыми мы обращаемся в ней к Богу, о том, почему она заняла столь важное место именно в великопостном молитвенном делании, мы сегодня предлагаем вам два свидетельства. Одно, поэтическое, – пера Александра Сергеевича Пушкина, человека светского (и даже великосветского), но тонкого душой, искреннего и мудрого сердцем. Другое, богословское, – принадлежит игумену Нектарию (Морозову), настоятелю храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова, главному редактору журнала «Православие и современность».

Неделя Торжества Православия. История, смысл, чинопоследование

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Пятница первой седмицы Великого поста

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – пшеница или рис, сваренные с медом.

Святой мученик Феодор Тирон был воином в городе Аласия Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, то есть Черного моря) и служил под начальством некоего Вринка.

Его принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Желая сломить его волю, Феодора обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу. Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305-311).

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Наставления о посте

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною раз6орчивостью в ней.

Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Архимандрит Григорий (Зумис) о Великом посте

Дорогие братья и сестры!

Предлагаем вашему вниманию небольшие фильмы, снятые телеканалом «Союз» в афонском монастыре Дохиар и содержащие наставления настоятеля монастыря, архимандрита Григория (Зумиса), о Великом посте.

Напоминаем, что с архимандритом Григорием во время паломнической поездки на Афон встречалась группа прихожан нашего храма во главе с настоятелем.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Прощеное воскресенье

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Заключились двери райские; осиротел человеческий род, на земле мы ходим в потемках естественной жизни, где еле брезжит свет Христов. Родина наша небесная где-то далеко от нас, и, как изгнанники, мы тоскуем – тоскуем по той радости, о которой все изгнанники земли думают, когда вспоминают потерянное отечество, и все мы, когда думаем о том, что когда-то было: чистое, светлое, что погибло из-за наших грехов, из-за нашей сердечной помраченности...

Митрополит Лимассольский Афанасий: «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»

Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог, а немощный человек. Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами.

У многих людей, особенно молодых, имеется несколько возражений в связи с постом: какая от него польза, зачем надо поститься и что означает пост, к которому мы сейчас призваны приступить?

Конечно, отцы Церкви дали множество хороших толкований по этому вопросу, особенно в том, что касается Великого поста, который, прежде всего, и считается постом в Церкви. Он установлен священными правилами поместных и Вселенских соборов и вообще считается самым строгим из всех церковных постов. В связи с постом дано много толкований – и богословских, и практических, объясняющих, почему человек постится.