Схиархимандрит Кирилл (Павлов): Слово в первую седмицу Великого поста

20 февраля отошёл ко Господу схиархимандрит Кирилл (Павлов) – многолетний духовник Троице-Сергиевой Лавры, духовник трёх русских Патриархов – Алексия Первого, Пимена и Алексия Второго, а также многих архиереев, священнослужителей Русской Церкви и просто православных верующих людей.

В мирской жизни звали его Иваном Дмитриевичем Павловым – примечательно, что родился будущий схиархимандрит 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, и именно в обители этого святого прожил большую часть своей жизни.

Родители Ивана были крестьянами Рязанской губернии, набожными людьми. Однако с двенадцати лет мальчика вместе с братом отправили из дома в город Касимов – для обучения в семилетней школе, и там под влиянием атеистического духа времени подросток практически отошёл от веры. После окончания школы Иван Павлов продолжил обучение в Касимовском индустриальном техникуме, потом служил в армии на Дальнем Востоке.

Во время Второй мировой войны рядовому, а затем лейтенанту Павлову пришлось участвовать в Финской кампании, пройти фронтовыми дорогами от Сталинграда до Румынии, повоевать с японцами… Именно на войне, где, как известно, атеистов не бывает, молодой боец возвращается к Богу: в 1943 году в разрушенном сталинградском доме он находит ветхую, распадающуюся на листочки старинную книгу и – узнаёт в ней Евангелие… «Стал читать её и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашёл для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною всё время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шёл с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся».

Люди, хорошо знавшие автора приведённых строк уже как схиархимандрита Кирилла, говорят о том, что Евангельское слово не просто постоянно звучало в его речи – он буквально жил им, дышал его священным воздухом и обладал чудесным даром передавать другим дух правды и любви Христовой. «Да только один недобрый помысел на ближнего – как один штрих у иконописца, который меняет изображение всей иконы! Помысел враждебный, нелюбовь очень вредят, искажают все», – говорил старец.

После окончания войны, в 1946 году, Иван Дмитриевич Павлов поступил в Московскую духовную семинарию при Новодевичьем монастыре, затем окончил Духовную Академию, в 1954 году в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг. Был пономарём, казначеем, а с 1965 года нёс послушание духовника монашеской братии.

Схиархимандрит Кирилл почитается народом как один из замечательнейших современных старцев Русской Православной Церкви. Кроме ежедневных встреч с многочисленными людьми, приезжавшими к нему с покаянием, за советом и духовной помощью, он вёл обширную переписку с архиереями, священниками и мирянами – причём отнюдь не только со своими духовными детьми, но и с людьми мало- или совсем незнакомыми, но ждущими от него ответов на свои вопросы и чаяния. Известно, что ежегодно он отправлял по разным адресам около пяти тысяч писем…

Последние двенадцать лет, после тяжёлого инсульта, старец находился в телесной немощи, неся молитвенный и мученический подвиг. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, сказанному им перед началом чина отпевания схиархимандрита Кирилла в Успенском соборе Лавры, «…он был нужен даже тогда, когда уже не мог говорить с людьми, и многие приходили к отцу Кириллу, чтобы просто постоять у его ложа, прикоснуться к его руке. Он продолжал служить людям своим безмолвием, своей болезнью, своей отрешенностью от этого мира…».

Познакомиться с воспоминаниями о схиархимандрите Кирилле его духовных чад вы можете, например, по следующим ссылкам:

 
А мы в преддверии Великого Поста публикуем одну из проповедей батюшки, посвящённую предстоящим спасительным дням Святой Четыредесятницы.

 

Схиархимандрит Кирилл (Павлов): Слово в первую седмицу Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные Богом братия и сестры, вступая в подвиг Великого поста, мы должны от всей души возблагодарить Господа, что Он, желающий всем спасения, сподобил нас и в этом году дожить до святых дней Великой Четыредесятницы. Мы должны почитать за счастье и за великую милость Божию, что имеем возможность под сводами этого святого храма молиться Богу, назидаться умилительными великопостными песнопениями и молитвами и, испытывая себя, приносить Богу покаяние в своих грехах. Святая Церковь, наша нежная, чадолюбивая мать, облеклась сейчас в траурное одеяние и медленным, заунывным колокольным звоном, трогательным великопостным Богослужением зовёт нас к покаянию, стараясь пробудить нашу спящую совесть и возбудить ревность ко исправлению.

Подобно тому как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так и мы должны в эти святые дни очистить себя, совлечь с наших душ грязные рубища греха – постом, молитвою и покаянием – и облечь наши души в чистые одежды, благоприятные Господу.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй… – Так обращается к душе своей преподобный Андрей Критский в умилительном своем Покаянном каноне, который мы слышим за вечерним Богослужением. Обратимся, дорогие братия и сестры, с этими словами к своей душе и мы и постараемся разбудить её от тяжкого, болезненного, греховного сна.

Душе моя, душе моя, востани! Востани от влечения своего и приверженности к земному! Ведь ты создана не для земли, но для Неба, не для порабощения тленному, а для служения Творцу Своему и Искупителю и для прославления Его.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши! Посмотри, как ждут твоего пробуждения твой Создатель и Искупитель Господь Иисус Христос, твоя Путеводительница, Небесная Мать, Преблагословенная Богородица, твой Ангел-Хранитель и все святые. Они говорят тебе: «Подними, бедная душа, свой взор от земли на Небо; востани от греховного сна! Тебе ли сейчас спать, когда о тебе проявляют такую нежную заботу твои искренние друзья и хотят тебя, слабую и больную, врачевать молитвами и Таинствами, тогда как враг твой усыпляет и старается погубить тебя!»

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается! Зачем не радеешь, бедная душа моя, о своей участи, зачем проводишь в рассеянии немногие дни своей жизни? Не знаешь разве, что вот-вот и тебя позовут? Позовут на открытое пред всем светом испытание, на Страшный Суд Божий. Страшен, поистине страшен будет Суд сей, хотя Господь и благ, хотя Он и милостив. Ибо Тот же Иисус, Который ныне всех к Себе призывает, тогда отошлёт от Себя всех нераскаянных грешников, говоря: Не знаю вас, отойдите от Меня все делающие беззаконие! (Мф. 7:23; Лк. 13:27).

Конец приближается. Не знаешь разве, бедная душа моя, что человек, едва только успеет одною ногою вступить в этот мир, другою ногою уже стоит во гробе? Первый час земной жизни есть уже ступень, приближающая нас к смерти. Прошёл день, и мы более приблизились к своей смерти, а прошёл год, и мы еще ближе подошли к пределу своей жизни. Время сейчас бежит с ужасающею быстротою, мелькают не только часы, но и дни, и месяцы, и годы. Ты спишь, душа, а смерть незаметно приближается к тебе быстрыми шагами. Ведь ты таким образом теряешь драгоценное время, потребное тебе для твоего исправления!

Если души праведных не без смущения помышляли о смерти, то какое же будешь испытывать смущение ты, когда придёт время разлучаться от тела! Настанет тот день и час, когда действительно ты смутишься. Придёт тот страшный час, когда тебя никто не защитит: ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава, ни честь, но предстанут тогда на Суд лишь человек и дела его. Вот тогда-то смутишься ты, бедная душа, смутишься и устрашишься. Устрашишься плодов того, что посеяла ты на земле, устрашишься геенны огненной. Мерзкими покажутся тебе все дела твои земные, которые ты тогда вспомнишь до мельчайших подробностей.

Пожелаешь исправиться, но будет уже поздно, возопишь о помиловании, но двери покаяния тогда затворятся, и будешь ты мучиться вечно. Но ты, бедная душа, можешь избежать всего этого. Воспряни убо! Пробудись, стряхни с себя греховную нечистоту и покайся искренно. Ибо нет другого пути к исправлению, кроме покаяния.

Не откладывай своего исправления до завтра, потому что враг, который всегда стоит на страже, непременно воспользуется твоей медлительностью, но начинай покаяние немедленно. Если ты истинно воспрянешь, то да пощадит тя Христос Бог. Пусть твои грехи будут подобны пурпуру, и тогда их Господь очистит в бездне Своего милосердия. И тогда Господь Иисус Христос, Который везде сый и вся исполняяй, проникнет в твоё существо и будет царствовать в тебе. Если же не восстанешь и не воспрянешь, то постигнет тебя такое горе и такая участь, всего ужаса которых ты сейчас и представить не можешь…

Дорогие братия и сестры! Святая Церковь подвиг покаяния соединила с поприщем поста, как с таким временем, которое делает нашу душу бодрою и легкою. Мы сейчас вступили на великое поприще Великого поста Господня, установленного в подражание сорокадневному посту Господа нашего Иисуса Христа.

Ибо Спаситель по Своей любви к нам перед проповедию Евангелия народу и крестными Своими страданиями в течение сорока дней постился, не ел и не пил ничего. А так как жизнь Иисуса Христа является для нас правилом благочестивой жизни, то и сорокадневный Его пост не может не быть для нас непременным правилом, если только мы не напрасно носим имя христиан. Сам Господь узаконил пост для Своих учеников. Когда некоторые приступили к Нему, спрашивая: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? (Мк. 2:18), то в ответ на это Господь сказал: Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2:19-20).

Этими словами Господь говорит, что тот, кто искренно любит Его, кто разделяет с Ним участие в Его великом деле и разделяет Его чувства, тот будет сокрушаться и поститься, когда Господь Его будет взят на страдания и смерть, тот будет освящать время разлучения с Господом постом умиляющим. Так и поступает Святая Православная Церковь, освящая время страданий Христовых особенным постом.

Пост – дело святое, потому что он обуздывает страсти, живущие в нашем теле. Пост есть средство к стяжанию святости, ибо как невоздержание открывает дверь разврату помыслов и дел, так и воздержание сообщает мыслям свет, чувствам – чистоту, духу – свободу и крепость.

Один из святых Отцов говорит: «Когда какой-нибудь царь захочет взять неприятельский город, он удерживает прежде всего воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. Так бывает и с нашими плотскими страстями. Если человек будет жить в голоде и посте, то враги, ослабев, оставят душу».

По слову святителя Иоанна Златоуста, кто постится, тот угашает злые свои страсти. Пост делает душу бодрой, возносит её выше земного и влечет к Небесному. Все святые уважали пост и почитали его как самое благоприятное время для своего исправления и усовершения. Великие подвижники приходили в ближайшее соприкосновение с Божеством и удостаивались великих Откровений и видений именно чрез строгий пост, который одухотворял их, ослаблял в них тяготение к земному, облегчал для них сие соприкосновение и низводил на них великие милости Божии.

Так, например, святой пророк Моисей в сорокадневное пребывание на горе Синай, во время строгого поста, удостоился получить от Господа каменные скрижали, на которых начертан был Богом данный Закон для израильского народа. Святой пророк Илия после четыредесятидневного поста удостоился Откровения Божия на горе Хорив. Ниневитяне наложили на себя пост и чрез это были помилованы. Израильский народ очень часто прибегал к посту, когда желал удостоиться какой-нибудь милости от Господа или избежать праведного Его гнева.

Святитель Василий Великий говорит, что пост современен человечеству, потому что уже в раю была дана заповедь о посте. Заповедью о невкушении плодов с древа познания добра и зла Господь установил в раю пост, и если бы наши прародители его соблюли, то не пришлось бы соблюдать его нам.

Пост есть матерь целомудрия, юношества охранение и украшение девства. При таком значении поста нам ли, грешным, не соблюдать его! Очистим свою душу постом и покаянием от всякой греховной скверны, и тогда Господь придёт к нам и приведёт с Собою светлое Царство благодати христианских добродетелей, и с радостью мы воскликнем, как воскликнула Пречистая Дева: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем! (ср.: Лк.1 :46-47).

Даруй же нам всем, Господи, спасительно провести время поста и покаяния и, доживши, с духовною радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь.