Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице (Литургия). 16 июля 2017 г.

Дата: 
16 июля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 9:1-8
Ин. 10:9-16

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, снова, как уже не раз в году, предлагает нам рассказ о парализованном человеке. Расслабленный человек был не в силах подняться, но, имея друзей, в их лице обрел готовых поднять его и принести к ногам Спасителя. Один из евангелистов повествует о том, что вокруг этого места, где находился Христос, собралось так много людей, что друзья были вынуждены подняться на крышу дома – заметьте, под взглядами окружающих людей, – разобрать кровлю и спустить болящего к ногам Христа. А дальше совершается исцеление.

И вот тут надо над чем-то важным задуматься. Порой внешние события нашей жизни остаются за пределами нашего рассуждения – более того, находясь в состоянии частой одержимости мыслями не от Бога, человек вообще забывает о том, какова природа мысли. Давайте вспомним: согласно учению Церкви есть четыре источника, откуда мысль приходит человеку: от Бога, от Ангела-хранителя, от нашего падшего естества и от диавола. И, просматривая, откуда приходит та или иная мысль, мы можем войти в глубину богословия и с пониманием отсекать в себе те мысли, которые не от Бога. Это целая наука, как их отсекать. Если об этом не думать, не знать и не понимать этого, тогда всякую мысль можно принять – и не проверять ее, не испытывать, не просматривать через Божий Закон.

Откуда эта мысль приходит ко мне? Если я впускаю мысль не от Бога, она начинает активно работать, как террорист, в моем сердце, разрушая всё. Я пускаю в город моего сердца мысль, которая работает, привлекает ту силу, стоящую за нею, которая может быть очень далекой от правды. А мы знаем: если округлить возраст диавола, то получится 8000 лет, и там целый цех, там огромное количество духов, которые опытны в искушении и соблазнении человека.

Христос всматривается в мысли этих людей, смотрит в глубину их сердца и видит то, что движет этими людьми. Он исцеляет человека не просто так. И вот здесь и сейчас у нас есть возможность задуматься над тем, что нередко остается за пределами понимания людей, которые не читают Священное Писание с толкованием. Христос вглядывается в сердца друзей расслабленного и видит их мысли. Более того, в этом евангельском отрывке рассказывается о вере и о любви. У апостола Иакова есть такие слова: «Вера без дел мертва», то есть – «покажи мне веру без твоих дел». А у апостола Павла есть слова о том, что при наличии трех христианских добродетелей – веры, надежды и любви – любовь больше, то есть – «покажи мне любовь из дел твоих».

Дело в том, что эти четверо верили в Бога и любили друга. И они деятельно являют и веру, и любовь, и, читая в их сердце, что там было и чем они движимы, Господь исцеляет их друга. Заметьте: чтобы эти четыре человека полюбили пятого, что-то должен был сделать и он. Это находится уже за пределами повествования, но там наверняка есть большая история, если эти четверо так полюбили пятого, что смогли решиться не только пойти в толпу, неся неудобный одр, но, заметьте, под взглядами людей взобраться по стене на крышу, разобрать руками, пальцами – без инструмента, они же не предполагали, что придется это делать, – кровлю, найти какие-то предметы, на чем спустить одр, и делать это не смущаясь своей веры и любви.

А как нередко мы смущаемся своей веры! Мы стесняемся перекреститься, прочесть молитву на людях, заходя в кафе или ресторан (а летом это часто бывает на отдыхе). Люди забывают, что они христиане, они не благословляют пищу, данную от Бога, вынимают деньги, данные от Бога, и не благодарят за то, что Он им дал. Они находятся вне веры, хотя как будто бы верят. И Бог читает в их сердце, потому что Он все может. А потом они обращаются к Нему, и Он как будто бы их не слышит. Нет, просто они не являют делом свою веру.

В этом отрывке Евангелия показаны дело веры и дело любви. Перед каждым из нас сегодня открывается глубочайшая мудрость Божья, целый океан ее божественной меры, которая непостижима для человека, находящегося вне понимания слова Божия. Вот почему необходимо читать каждый день Божье слово: потому что если не капать ежедневно на эту почву нашего сердца Божественным глаголом, оно остывает и становится не способным слышать. И тогда открывает Евангелие человек – а ему скучно. Да открывает ли вообще, и когда открывает? А ведь нужно каждый день приучать себя, заставлять себя. Мы духовно растренированны, мы не хотим этого. Мы не испытываем потребности, а ведь это должно стать навыком.

Перед нами сейчас открывается глубина евангельского слова, где по этому слову Божьему действуют пять человек: один вдохновляет друзей, и его несут, а четверо являют эту самую божественную искорку в сердце через дело, совершаемое ими. «Покажи мне веру и любовь из твоих дел» – как ты веришь. Вот как ты веришь? Мы рассуждаем о семейных узах и видим, что не всегда они крепки и люди не являют дел любви… но ведь всё можно исправить. Вот и сегодняшний отрывок – это некий призыв в наше сердце, это стук. А насколько мы будем готовы – это вопрос.

Но вновь и вновь, год за годом этот рассказ звучит со страниц Евангелия за службой. Но насколько человек задумывается, почему так часто именно этот отрывок полагается для нашего рассуждения, чтобы положить его мыслью в свое сердце? Если не думать в эту сторону, если не полагать эту мысль в свое сердце, не носить ее, не размышлять о ней, она не привьется к сердцу. А если полагать в сердце суетное, пустое, а нередко вообще душевредное, греховное, запрещенное Богом, и лелеять мыслью подобное, тогда стенки нашего сердца оскверняются и по нашим жилам уже течет кровь, оскверненная этими мыслями, и наш мозг и наши органы получают эту кровь в состоянии греховных рассуждений.

Вспоминается один давний рассказ. Напомню его тем, кто его знает, и расскажу тем, кто впервые слышит. Это простая история. В одном месте ждали архиерея – епископа, очень переживали, так как приезд владыки – это всегда событие. И, конечно, кроме Богослужения, которое было подготовлено – был и хор (причем пригласили кого-то, кто не всегда здесь поет, чтобы украсить службу), были приготовлены специально предметы, которых не бывает обычно за службой и кто-то даже не знает их названия. Но не это главное. Вместе с тем, готовилась трапеза. И это правильно, потому что это вторая Литургия, за трапезой совершается некое таинство общения. Заметьте, трапеза может быть совершенно разной. Если ее не наполнить духовным содержанием и не помолиться, не ввести людей в пространство рассуждения, то тогда это может быть нечто совершенное иное, не подобное тому, что когда-то на Тайной Вечере собрало учеников Божественным Учителем. Как продумать эту трапезу? И вот там готовили рыбу для архиерея, которую обычно не едят – она была дорогая. И вот, когда служба закончилась и владыка, отличавшийся духовным рассуждением, пришел в трапезную, и плод большого труда приглашенного повара из ресторана, где эту рыбу готовили искуснейшим образом, поставили на стол, вдруг архиерей отказывается вкушать от нее:

– Я не буду её сть.
– Как же, владыка, как же так?

Имея духовное рассуждение и умея читать мысли в сердцах – а такой дар дается Богом кому-то из священнослужителей, эти люди называются прозорливыми (это не ясновидение, свойственное людям, отошедшим от Бога и вступающим в связь с иной силой – оккультные, астрологические и прочие изыски, нарушение Божьего Закона, запрещенное в книгах Второзаконие и Левит, у пророков Исаии, Иеремии и у многих учителей Церкви новозаветного периода), – нет, это был особый дар. И, обращаясь к повару, пришедшему в недоумение, архиерей спросил:

– Скажи-ка, что ты сказал ей?
– Кому, владыка?
– Рыбе!

И повар к ужасу своему вспомнил, что когда он стал ее чистить, он сказал ей: «Да будь ты проклята!» – и приготовил вкусное кушанье.

Мы оскверняем нередко словами и мыслями то, что делаем. И сегодняшнее слово Божие назидает нас быть внимательными к тому, о чем мы говорим, как мы учимся искусству думать, соединять одно и другое в единое целое. Не правда ли, предмет сегодняшнего Евангельского слова – это предмет серьезнейшего сердечного рассуждения для каждого из стоящих здесь? Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев