Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Дата: 
8 сентября 2024, воскресенье

Дорогие братья и сёстры! Порой слово Божие, неглубоко входящее в наше сердце по причине нашей теплохладности и равнодушия, может не приниматься нами. Как это определить? По тем помыслам, которые человек принимает, когда слышит Божие Слово или комментарии на него. Сложно человеку, у которого сердце не орошается регулярным чтением Священного Писания. Всё внутри возмущается: «Ну вот опять! Опять то же самое!» Я знаю людей, которые совершенно искренне выходят из храма во время проповеди — ведь им «всё и так понятно».

Вы знаете, что интересно? Когда понуждаешь себя к вниманию, поражаешься вот чему: ты знаешь Священное Писание местами наизусть, но всякий раз как будто заново читаешь и что-то новое открываешь для себя. Куда бы нас Господь ни направил, в любое время года, нельзя не читать Священное Писание каждый день. Более того, одну главу Евангелия на коленях! Обязательно на коленях. Дальше можно сидя, можно в машине слушать со вниманием – не возбраняется.

Сегодня здесь, в храме, мы с вами слышали притчу о немилосердном заимодавце. О наших долгах, о том, что каждый из нас, оступаясь регулярно, ежедневно, задолжал. И Бог, любя каждого из нас, прощает нам очень многое. И вот мы с вами оказываемся перед ситуацией, где кто-то должен нам. Должен разное: время, внимание, средства, имущество — что угодно. Просто должен сказать «спасибо» — и не сказал, что-то должен сделать — и не сделал. И вот все мы оказываемся перед выбором: как поступить?

В этой притче мы слышим рассуждение о прощении. Прощение является условием вхождения Божией благодати в наше сердце. Прощение ближнему, то есть готовность открывать в себе добрые помыслы о людях, оправдывающие их, – это практика. Невозможно научиться этому быстро. Долго нужно учиться, а потом — регулярно поддерживать форму. Вот такой духовный фитнес, такая тренировка ежедневно. Каждый день, каждый день одно и то же, понуждение себя учиться оправдывать человека. Наглядный пример можно почерпнуть, наблюдая за мухами и пчелами. Муха, которая ищет навоз, везде найдёт грязь и непотребство, а пчела, которая ищет нектар, даже на навозной куче найдёт цветок, из нектара которого мы затем получаем сладкий мед. Вот так и в нас. Непрощение кого-то постепенно входит в глубокое духовное хроническое заболевание: «Не прощаю! Не люблю! Ненавижу! Не хочу видеть, слышать не хочу, даже думать об этом человеке не желаю. Подлец! Негодяй! Мерзавец!»

Мне как-то сообщили, какое было самое жёсткое слово у Патриарха Алексия II для выражения нелицеприятия по отношению к какому-нибудь человеку. Ниже он никогда не опускался. Мне сказал тот, кто знал его многие годы, был его духовным сыном. Самое скверное, с точки зрения дела, слово, которое Патриарх обращал к тому, кто заслужил, было слово «свинья»: «Ну и свинья же ты!» И с такой любовью он произносил это.

Невозможно научиться любви, не понуждая в себе готовности прощать. Очень давняя история, которую знаю: в одном монастыре приходят мужчина или женщина, юноша или девушка к священнику со словами: «Что мне делать? Я не могу простить. Так достал меня этот человек!» А опытный духовник отвечает:

— Раз не можешь, тогда вот тебе правило молитвенное. Ты внеси в молитву «Отче Наш» изменения: «И НЕ остави нам долги наши, яко же и мы НЕ оставляем должником нашим». Не прости нас, Господи, потому что я не готов простить.

— Да Вы знаете, батюшка, как-то язык не поворачивается...

— Ну так послушай! «Прости нас, как МЫ прощаем!» Мне тяжело, Господи, ТЫ помоги мне простить!

Вы знаете, есть очень действенная рекомендация, которой можно, конечно, не воспользоваться, но она очень действенная. Перед выходом из дома повесить молитву Оптинских старцев, где удивительные слова. Просьба не пробегать глазами, а внимательно читать: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя». Там дальше есть слова о ближних, о самых ближних: как относиться к ним, как настраиваться на них. Сегодня человек не имеет или утрачивает в себе понимание, что есть душа. Не знакомясь с поучениями и назиданиями святоотеческими, охотнее пойдёт к психологу, чем к священнику. Но если этот психолог не руководствуется в своей жизни Священным Писанием, наследием Святых отцов, и без благословения трудится где-то, то он очень далеко может отвести от Бога, от Церкви, от спасения душу человека. У меня был случай, я квартиру освящал здесь, совсем близко. Горячий, искренний человек:

— Прошу, батюшка, можете прийти?
— Да.

Я пришёл к нему. Думаю, кто же он такой? И понял сразу. Вижу знакомые книги по психоаналитике. Он говорит: «Батюшка, я вижу, Вы человек очень занятой. Вы если что, ко мне людей отправляйте. Я ещё скидку сделаю прихожанам. И Вам будет хорошо, и им неплохо. Я научу их, я подскажу им. Вот мой телефон и визитная карточка. А хотите, пачку карточек Вам дам, и будете раздавать». Искренне! Книжки очень знакомые мне, только перевернуто там почти всё. Какое там прощение?! Там Я. Я сам себе духовник.

А здесь, в Церкви, ко Христу ведут, к Таинствам, к вере, к осознанию своей греховности и к тяжелейшему искусству учиться прощать. Тяжёл долгий путь борьбы со страстями! Но «если этого нет – дьявольскую науку изучаешь», — рассуждает преподобный Иустин (Попович), великий сербский святой, знаток души. И вот сегодня — замечательный урок по психологии в Евангельском чтении. Тяжелейшая задача, которая предлагается для ежедневного мучительного, по причине нашей гордыни и самолюбия, действия.

«Ненавижу! Не люблю! Видеть тебя не хочу!» Страшные слова. Самые близкие люди... Но давайте, дорогие братья и сёстры, наполним наши внутренние лёгкие. Вновь и вновь скажем повторим себе слова святителя Иоанна Златоуста: «Не за падения Бог будет судить, а за то, как мы вставали и исправлялись». Поэтому снова и снова Бог даёт нам возможность научиться искусству святости.

Какое замечательное утро — прекрасное, солнечное утро духовного и душевного дня, дорогие братья и сёстры. Не так ли?
Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев