27 сентября 1783 г. – спущен на воду первенец Черноморского флота России, 66-пушечный парусный линейный корабль «Слава Екатерины»

Организованное морское судостроение в России началось в конце XV в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов.

В 1552 году, после взятия Иваном Грозным Казани, а затем и завоевания в 1556 г. Астрахани, эти города становятся центрами строительства судов для Каспийского моря.

Первое в России морское судно иноземной конструкции «Фридерик» было построено русскими мастерами в Нижнем Новогороде в 1634 году, при царе Михаиле Фёдоровиче – первом Романове на российском престоле, а в 1667-69 г., при царе Алексее Михайловиче, на верфи в с. Дединове Коломенского уезда построили морской корабль «Орёл».

Дальнейшее развитие русского флота тесно связано с именем Петра I. В июне 1693 г. Петр I заложил в Архангельске первую казённую верфь для постройки военных кораблей. Через год, к новому посещению Петром Архангельска, 24-пушечный корабль «Апостол Павел», фрегат «Святое Пророчество», галера и транспортное судно «Фламов» образовали на Белом море первую русскую военную флотилию. Началось создание регулярного военно-морского флота.

Но в послепетровский период в развитии судостроения наступил заметный спад. И только спустя годы, с восшествием на престол Екатерины II, было принято решение о том, что русский флот по количеству судов должен не только догнать, но и превзойти датский и шведский, вместе взятые. В мирное время планировалось иметь 21 линейный корабль, 4 фрегата и свыше полусотни других судов, а для войны их число могло быть увеличено.

В 1778 году в устье Днепра заложили новый порт Херсон со стапелями для постройки кораблей и фрегатов. Херсонский первенец, 60-пушечный линейный корабль «Святая Екатерина», из-за затянувшихся сроков строительства был разобран прямо на стапеле. Зато 66-пушечное судно «Слава Екатерины» стало первым парусным линейным кораблём Черноморского флота. Корабль заложил в июне 1779 года командир Херсонской крепости генерал-цейхмейстер И.А. Ганнибал, сын «арапа Петра Великого» и дядя матери А.С. Пушкина. Длина корабля составила 49 метров, ширина – 13, осадка – 5,8. Элегантное классическое военное судно в своей оснастке сочетало привычные прямые паруса с новомодными косыми. Первым командиром парусника был назначен капитан 1-го ранга черногорский граф М.И. Войнович. Боевая служба корабля в основном пришлась на русско-турецкую войну 1787-1791 годов, когда он участвовал в морских сражениях под руководством адмирала Ф.Ф. Ушакова. Заслуженная слава, добытая в жестоких морских баталиях, ставит этот корабль в ряд с другими историческими кораблями-героями отечественного флота.

Класс годовщины: