Закон Божий в подготовительном отделении

С большой радостью мы открыли отделение для подготовки малышей к поступлению в Воскресную школу. Ведь дошкольный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка. В нем происходит первичная ориентация всей будущей жизни: что будет главным - служение или потребление. Чтобы ребеночек захотел совершить доброе и прекрасное нужно воспитать в нем привычку к делам милосердия. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по необходимости, т.е. не для себя, а для других. Поэтому и целью наших занятий является воспитание доброго и послушного сердца. Какими средствами мы этого достигаем?

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В игре знания усваиваются значительно успешнее. Поэтому игры, сказки, стихи и песни занимают значительное место на наших уроках с малышами. Хорошо, если ребенок уже знаком со сказкой и дома есть традиция семейного чтения. В силу специфики данного возраста дети не могут длительное время заниматься одним родом деятельности и им трудно усвоить то, что не увидел и не услышал. Для развития образно-эмоционального восприятия у детей на занятиях стараемся использовать наглядные средства - слайды, иконы, презентации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты и песнопения. Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый на уроке музыкально-изобразительный ряд, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус). О чем же мы говорим с малышами на уроках?

В этом возрасте важнейшую роль в жизни ребенка играет семья. Понятие о Боге у маленьких детей определяется главным образом мыслью о Нем как о Творце и Управителе всего окружающего мира. Поэтому ребенку близки и интересны рассказы из Священного Писания о значении семьи. Например, о Ное, о том, как Бог спас единственную семью, оставшуюся «доброй» и сохранил по семье от каждого рода животных. Новозаветные повествования о Рождестве Пресвятой Богородицы, рождении Предтечи Господня Иоанна Крестителя, Святом Рождестве Самого Спасителя позволяют детям увидеть такие знакомые им семейные события, но в ином, духовном, аспекте и вместе с тем ощутить свое родство с Евангелием. Детям интересны простые рассказы, вызывающие чувство жалости, сочувствия и доброго отношения к другим людям и животным. Например, рассказы Ветхого Завета о том, как Авраам помогал своему племяннику Лоту, как Валаам научился правде от своей ослицы. Из Нового завета – рассказ о мальчике, принесшем Христу свои рыбки и хлеб для насыщения толпы или о милосердном самарянине. Услышанные истории дети «примеряют» на себя. Так пятилетняя Лиза в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы спросила: «А Она была даже меньше, чем я?».

На этом этапе закладываются лишь основы церковных знаний, только начальные понятия о Боге, о молитве, о храме – доме Божием, прививаются первичные навыки общения с Богом. Первичное понимание добра и зла дети получают из рассказов о падении ангелов, о грехе первых людей, о Каине и Авеле, из Нового Завета – притчи о блудном сыне, о милосердном царе и злом рабе. Пяти- и шестилетние дети с интересом слушают о жизни святых людей и, играя на переменках, иногда отождествляют себя с различными героями (Александром Невским или Ильей Муромцем). Что еще важно?

Каждый наш урок начинается и заканчивается молитвой Хорошо, если есть традиция совместной семейной молитвы. Если дети видят, как молятся их родители, слышат прекрасные слова молитв, чувствуют благоговейное отношение к иконам, им хочется повторить то же самое. На уроках мы стараемся воспитать потребность в молитве, укрепить в маленьких детях сознание, что молитва – это обращение к Богу, и не только с просьбой, но и, что особенно важно, с благодарностью. Мы стараемся объяснять, что не всегда то, что ребеночку хочется, полезно, и может не совпадать с тем, что желает Бог. Пример - рассказ о пророке Ионе. Не так важно, сколько событий или сколько имен запомнили дети. Гораздо важнее, чтобы дети уходили с урока с желанием любить Бога, почувствовали любовь и близость Божию в их собственной жизни.

 

Категория: