15 мая 1935 года – состоялось открытие первой линии Московского метрополитена

В 1863 году в Лондоне было построено первое в мире метро – линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой. Уже тогда метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться.

Самые первые идеи по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло.

В 1902 году инженеры П. Балинский и Е. Кнорре прорабатывали проект, который предусматривал соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Но городская Дума отклонила идею, обосновав отказ недостаточной обоснованностью проекта. К тому же большую роль сыграло и существовавшее на тот момент трамвайное лобби – в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль в городскую казну.

Однако через несколько лет к идее строительства метрополитена в Москве все же вернулись, причем уже сами городские власти. Население столицы стремительно росло, и, соответственно, обострялись транспортные проблемы. Но начавшаяся Первая мировая, затем гражданская война и последовавшие за ними экономические трудности отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время.

В очередной раз к идее строительства метро обратились в 1924 году. Управлением московских городских железных дорог был разработан проект сети метро из четырёх диаметральных и одной кольцевой линий, а в июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о начале строительства. Главным организатором строительства был назначен Л. Каганович.

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие первой линии Московского метрополитена и началось регулярное движение четырехвагонных поездов. Линия шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую», ее общая протяженность была 11,2 км. На линии было сооружено 13 станций и 17 вестибюлей. Первоначально метрополитен столицы носил имя Л. Кагановича.

В конце 1930-х годов было открыто еще две линии и несколько станций. Дальнейшие проекты строительства были отложены на время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, а когда немецкие войска вплотную подошли к Москве, метро предполагалось уничтожить; к счастью, этого не произошло.

В послевоенные годы строительство продолжилось. В 1954 году было завершено сооружение «Кольцевой линии», а в 1960-е годы развивалась концепция радиальных линий, соединенных сначала лишь с Кольцевой. Затем радиусы были объединены в диаметральные линии. В 1958 году на станциях были установлены первые монетные турникеты.

Сегодня Московский метрополитен, награжденный орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, – это 12 линий протяженностью более 327 км, на которых расположены 196 станций. Также в состав метрополитена входит монорельсовая дорога. И, конечно же, Московское метро всемирно известно богатой отделкой многих станций с замечательными образцами искусства эпохи социалистического реализма. В настоящее время в будние дни число пассажиров в нашем метро превышает 9 миллионов (это наивысший показатель в мире).

Подготовлено по материалам сайта www.calend.ru

Класс годовщины: