Проповедь в Неделю о Закхее

Дата: 
2 февраля 2025, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 19:1-10
Лк. 6:17-23

На этой неделе Господь предлагает нам пройти ещё одно испытание: в себе увидеть те ростки праведности, которые мы с вами, к сожалению, зачехляем, забываем и предаёмся чему-то такому, что в нас эту праведность заглушает страстными земными чаяниями.

И вот — рассказ о Закхее, о его нечестии, о его малом росте. Созрев для обращения к Богу, Закхей, человек богатый, но презираемый своими согражданами как сборщик податей в пользу римлян, пренебрегая общественным мнением, под смех толпы влезает на дерево, чтобы видеть Бога и говорить с Ним. И он смиряется с тем, что над ним смеются — над тем, как он карабкается на дерево, обдирая себе ладони и колени, под улюлюканье ненавидящей его толпы. Он просто не обращает на это внимания, потому что он почувствовал Бога в сердце и не стесняется своей веры.

Вы знаете, вот этот момент очень значимый, потому что каждому из нас приходилось испытывать неловкость от веры. Кому-то сложно бывает перекреститься на людях. Я с большим уважением отношусь к людям, которые своей веры не стесняются. Я видел очень солидных мусульман, в дорогих костюмах от лучших кутюрье, которые в момент намаза расстилали коврики в общественных местах и совершали молитву ко Всевышнему. Для меня это было потрясающим впечатлением. Дождь идёт, дорогущий костюм у человека, но он разворачивает коврик, в лужу кладёт и на колени становится. Чем не пример? Вот вы знаете, есть над чем задуматься.

Не забуду никогда один случай. Я тогда был ещё мирянином, мы вместе с женой были в святом месте, а потом заглянули по соседству в небольшой ресторанчик пообедать и прочитали молитву «Отче наш» вполголоса, а когда я пошёл потом решать вопросы с официантом, заказывая что-то, одна пожилая женщина подошла к моей молодой супруге, извинилась и спросила: «Вы христиане? А вы так всегда делаете? Вы, молодые люди, постоянно так делаете? У вас это так естественно! Вы знаете, сегодня вы меня устыдили. Я так тоже теперь буду делать. Мне сегодня стало стыдно от того, что я стеснялась своей веры».

Вот это решение пожилой женщины меня трезвит, и сегодняшний Закхей, который с Богом решил поговорить, был Богом замечен. Но из окружающих людей перемен в Закхее никто не замечал — его все воспринимали как того же мытаря, каким он и был минуту назад, хотя на самом деле с ним сейчас преображение произошло, которое только Богу ведомо. Все смеются — а Бог видит Закхея и говорит, к недоумению всех, что будет с ним обедать, трапезу разделять. Но поскольку преображения Закхея никто из людей не понял, толпа осуждает и Закхея, и Христа. Это тоже урок, испытание веры.

Я хочу порадоваться двум событиям, в отношении двух девочек из нашей гимназии. Одна из них на соревнованиях спокойно и вежливо отказалась принять то предложение, которое противоречило её вероисповеданию, и ей пошли навстречу. Она это сделала не пафосно, не резко, а естественно, чем поразила тех, кто в итоге склонился к её решению. И это победа. А другая девушка после нашей гимназии перешла учиться в обычную школу. Там в один из дней её однокласснице стало плохо, она упала в обморок, и окружающие стали смеяться и снимать на телефоны её немощь. А наша бывшая гимназистка, единственная из всего класса, подошла и поухаживала за упавшей подружкой. И мама этой девушки потом написала в родительский чат благодарность ей и высказала недоумение в отношении прочих учащихся этого класса. И вы знаете, это тоже победа.

Я вспоминаю слова святителя Иоанна Златоуста: «Если мы хотя бы одного человека воспитаем в христианский традиции, мир не закончится». Как только мир завершится в нас отвержением Христа, его история закончится, потому что ради чего Богу его хранить?

Почему произошла трагедия в Калифорнии? Не нам судить, но между прочим хочу сказать, что впервые за многие годы на вручении официальной премии, которая каждый год в Калифорнии совершается, люди сознательно Бога не поблагодарили, подчеркивая, что они в этом теперь не нуждаются. И пожар разгорелся с четырёх сторон. Да не Бог наказал, а человек себя наказал, выходя из-под защиты Божией, сознательно отвергая свою веру. И Бог отошёл. «Ты же гонишь Меня, ты лишаешь себя Моей благодати — ну, получи. Я держу тебя, Я удерживаю огонь, воду, Я держу твою жизнь в Своих руках, а ты в самости своей и в гордыни настолько поднаторел, что забыл о Творце своём, и ты сам выбрал путь этого пожара». Это очень показательно в тот момент, когда мы рассуждаем о Закхее, который сердцем принимает Христа — и тут же слышит: «С тобою нынче буду обедать, трапезу разделю». А трапеза, по словам святителя Иоанна Златоуста, это вторая Литургия. «Буду совершать Литургию у тебя дома». Ничего себе!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, наше время. Оно пройдёт. Была возможность — ты не захотел. Что сделал ты, чтобы было лучше другим? Что сделал ты, чтобы нести слово Божие в мир? Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев