Евангельские чтения:
Мф. 4:12-17
Лк. 18:35-43
Сегодня — первая предуготовительная Неделя к Великому посту. Совсем скоро нам придётся отказаться от вкусной пищи и подготовить себя к тому, чтобы в духовном, внутреннем, сердечном мире искать утешение и радость.
Почему каждый раз и каждый год Неделя о слепом является важной ступенью к тому, чтобы приготовиться к воздержанию? Потому что, зная, ЧТО нам нужно, Тот единственный, Кто никогда не оступается и не ошибается, призывает нас осознать и честно признать свою слепоту.
Сегодняшний евангельский рассказ — о Вартимее, который ничего не видел, а потом прозрел. Через его пример и рассуждение на эту тему мы можем начать мыслить в нужную сторону. Почему начать? Потому что в суете невозможно сосредоточиться. А если на какую-нибудь тему начать вести разговор в ссоре, то ничего в сердце не войдёт — там ничего не сможет привиться. Есть определённый температурный режим, необходимый для того, чтобы что-то проросло. Иначе зерно лежит в почве, как мёртвое. Только необходимые условия способствуют тому, чтобы жизнь пробудилась. Если человек не захочет пробуждения, то его никто не разбудит. Бог запускает механизмы, а человек отвечает Ему или готовностью идти в эту сторону, или отказом. И как бы ни сопротивлялся ветхий человек внутри нас, есть в нас и другой, который уже Богом вложен в каждого.
Есть в такой богословской науке, которая именуется «основное богословие», рассуждение, возведённое в ранг аргументов доказательства бытия Божия. В каждого из нас уже вложено Богом зерно веры. Оно есть в каждом сердце. И незримо для нас духовный Землепашец, духовный Виноградарь, добрый Пастырь Христос ухаживает за этим семенем. Ставит нас в условия, чтобы постепенно это семя прорастало. Но без нашего участия ничего не прорастёт.
Почему Ему нужно, чтобы мы о слепоте своей сейчас задумались? Зачем каждый год одинаковые слова, небольшой отрывок 18-й главы Евангелия от Луки звучит в Церкви? Для того, чтобы вначале человек захотел признать, что он слеп. Это сложно, это очень тяжело. Признать, что я слеп, бывает очень больно, и чем глубже поражён человек, чем более страстен, тем более бывает ему невыносимо принять эту мысль.
В чём же слеп человек? И вот здесь те, кому Господь дал — не без их участия, а с большими трудами — достичь высоты духовной жизни, утверждают: «Самое главное признание своей слепоты – это осознание того, что я не вижу в себе образ Божий. А затем – понимание, что я его не вижу и в ближнем». А из-за этого происходит постоянное нарушение границ и осуждение ближнего.
Уже скоро придёт Масленица, и мы впервые в этом году услышим приготавливающие нас к посту слова покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина: «Дай мне, Господи, зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего» — они будут звучать уже струной, натянутой к первому дню поста. Но уже сейчас, на Масленице, просматривая наши сердца, опытный Настройщик инструментов Бог в духовной школе искусств показывает нам верное направление движения – признать слепоту. Я ослеп, я в себе этот образ не вижу, и в ближнем я его плохо рассматриваю, и живу в слепоте.
Чтобы в себе образ Божий увидеть, необходимо определённое действие, определённое состояние. У святителя Иоанна Златоуста есть удивительные рассуждения: «Не осуди того, кто не видит в себе. Перед тобою тот, кто немощен, слаб. Он не замечает своих грехов». Необходимо осознать, что в человеке есть то затемненное, чего ты не наблюдаешь. Образ Божий ты не рассмотрел, ты не ориентируешься на него в общении с человеком. Ты, находясь в состоянии ветхости своей, не можешь рассмотреть образ Божий в ближнем своём. Это как изучение иностранного языка, где нужна практика и беседы с носителем, а также изучение теории и всего того, что связано с языком: и склонения, и падежи, и спряжение, и неправильные глаголы — целая наука, целая система. Так же и здесь сейчас: просматривая инструменты воздействия на душу, Бог начинает приготовление к посту с Недели о слепом: «Прими, человек, что ты слепой, осознай слепоту свою и позови Меня, чтобы Я помог тебе прозреть. Сам ты этого не сделаешь. Я дам тебе то, что есть только у Меня, а ты должен просить Меня, звать Меня и понуждать себя идти ко Мне даже тогда, когда твоё падшее существо возмущается, не желает, сопротивляется, потому что ты ленив». Признать это очень сложно.
Давайте поживём в этом состоянии внимания к тому, что предполагает для каждого из нас усердие и усилие в ту сторону, где непременно Господь даст нам что-то почувствовать, увидеть и принять, с благоговением и благодарностью к Нему – Подателю нам правды о слепоте, чтобы мы смогли прозреть и потом, в дни Пасхи, испытать состояние иного света, иной радости, иной победы. Аминь.
Протоиерей Андрей Алексеев