Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня 2024 года

Дата: 
27 сентября 2024, пятница

Евангельское чтение:
Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35

Немало людей, дорогие братья и сёстры, ставят для себя вопрос: а можно ли было обойтись без Креста? Ведь если бы Адам не пал в Раю, если бы мы с вами сегодняшние жили свято, то этой жертвы не понадобилось бы...

Пытаясь войти в глубину этого события, невозможно рассказать о нём за чашкой чая, и невозможно постичь его без духовного движения и делания. Невозможно человеку войти в тайну Креста, не взяв на себя свой крест — конечно, с помощью Божией.

Прослеживая путь сегодняшнего праздника, пытаясь взойти на ступень понимания происходящего, мы вновь и вновь рассуждаем только об одном понятии, которое своей основательностью содержит весь смысл того, что связано с подвигом Бога ради человека. Речь идет о любви. Это очень сложное и тяжёлое понятие, которого не вмещает ум неверующего человека. Каждый из нас для себя должен осознать, что если в течение дня забыл, не вспомнил о Господе, не взогрел сердце благодарностью, то его связь с Небом постепенно гаснет, и он начинает воспринимать происходящее в этом мире неверно, ставя центром этой жизни себя. «МНЕ должно быть хорошо. Я живу так потому, что мне хочется иметь внимание, комфорт, удобство. Любое “нет” для меня вызывает раздражение, гнев, негодование и даже ярость». Все эти движения души – последствия греха, изменения в человеческой природе, которые произошли когда-то в Адаме и в каждом из нас происходят. И вернуть себе состояние чистоты, достичь большего совершенства – это цель жизни, которую Бог ставит перед человеком, и каждый из нас может поставить её и перед собой, если захочет. В этом смысл жизни – войти в прямое общение с Тем, Кто может дать человеку счастье.

Святой преподобный Антоний Великий говорил, что как только человек сходит со ступеней общения с Богом, он непременно соединяется по образу жизни и действий своих с тёмными силами, и уже они становятся ему советниками. Если человек не советуется с Богом, как ему жить, как семью создавать, как работать, как исправляться, то руководствуется чьим-то другим советом, каким-то иным пособием. Кто мой духовник? На кого я пытаюсь быть похожим? Кто мой учитель? Тот, кто желает уничтожить человека – дьявол. Это происходит постепенно, в остывании человека, когда он перестаёт возгревать в себе веру. И чтобы из этого состояния выйти, главное — осознать, что ты несовершенен, что в тебе есть гордыня, самолюбие, болтливость, раздражительность, гнев, осуждение, помыслы различные и прочие страсти, которые уврачевать без Христа и без Креста невозможно.

Крест нам дан как лекарство и оружие. Именно поэтому воспоминание о событии обретения святой царицей Еленой Креста в Иерусалиме стало всецерковным праздником. С одной стороны, в этом празднике — трагедия и драма Крестной смерти Бога, а с другой стороны — Победа. Сегодня, среди церковного года, мы с вами как бы входим в день Великой Страстной Пятницы. Сегодня — день строгого поста, день воздержания, которое является условием постижения смысла этого события — осознания того, как Сын Божий, совершенный Богочеловек приходит помочь людям подняться из бездны к райским кущам. Начинается это с понимания собственного положения в этом мире: что я — творение Божье, я сам слаб, но есть у меня Тот, Кто показывает путь на Небо. И путь этот — голгофский. Возмущается разум человека, неосвященное сердце человека: как я свою свободную волю, мой эгоизм, мою гордыню должен смирить, склонить колени сердца перед Богом?..

В VI веке был ещё один святой провожатый в Небесное Царство. Очень образованный, уважаемый и святой человек. Он написал тогда о свободе: «Что такое свобода? Свобода — это когда ты с Богом. Почему? Потому что Он Сам есть максимальная свобода и самая совершенная Любовь. И путь к этому нелогичный, нерациональный, путь этой любви — жертвенный». Всякий, кто хоть раз проявил заботу о ближнем, понимает, о чём идёт речь. Твой крест без помощи Христа губителен. Ты несовершенен, ты не знаешь, что нужно тебе. Твоё маленькое ничтожное мнение ты ставишь выше мнения Божьего – это твоё право. Ты имеешь свободу выбора, но ты обречён, потому что с тобой сражается мощная сила, обладающая колоссальным опытом соблазна и греха. Ты не в состоянии ничего сделать правильно. И трагедия жизни человека – прожить жизнь без Бога. Криво прожить. Вырастить полноценного духовного инвалида со своим великим мнением, которое — тьфу, ничего не стоит! Да, тяжело, очень сложно признать это. Это и есть одна из задач креста, который каждый из нас берёт на себя добровольно и свободно. И вновь удивительно звучат слова Священного Писания: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя». То есть — не поверь себе, уйди от твоего рассуждения о любви, о свободе, о правде, о добродетелях. Оно искажено, оно извращено, оно, возможно, не полностью неправда, но полуправда или четверть правды. Как вода. 20% чистая, остальная — грязная, 50% чистая, а остальная — отравленная, 99% чистой воды и 1% яда – ты умрёшь. 99 процентов правды и один процент неправды – ты умрёшь. Хотя, может быть, и не сразу.

Вот он, крест, который Бог помогает нам добровольно взять и нести за Ним. «Возьми крест и гряди за мною, Я знаю, куда идти». Никто не знает, куда идти — только Он и те, кто прошли этот путь. И вот там, на этом пути, обязательным условием является испытание каждого из нас. Трудности необходимы, без них не закалится металл нашей веры, не выкуется христианское понимание надежды и любви, потому что самоотверженность — это добродетель, примером которой является Сам Бог на Кресте, умирающий и не требующий ничего взамен — ничего, кроме одного для тех, кто хочет спастись: добровольного и свободного желания стать другим. Это — условие.

Здесь на Кресте — распятая Любовь, Которая воскресла и обновляет каждого человека, вступающего в диалог с этой Любовью. Меняется личность человека, меняется его внутреннее и внешнее состояние, он начинает учиться трудному искусству преображения, обожения, спасения. И Сам Бог готов помочь ему.

Сегодня — день Креста, который показывает нам единственную возможную дорогу к свету. Апостол восклицает: «Радуйтесь, когда впадаете в искушения». Почему? Потому что в искушении можно позвать Бога в помощь. Он непременно откликнется, направит, научит и вразумит. Даст осознать ошибку и поднимет из грязи, даст высоту и свет, постепенно меняя человека.

Сегодня удивительное событие, дорогие братья и сестры! Удивительное событие, предполагающее, что каждый присутствующий здесь поживет с ним, задумается над ним и задаст себе один вопрос: Я этого хочу? Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев