Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

Дата: 
15 сентября 2024, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 19:16-26
Ин. 15:1-7

Дорогие братья и сёстры! Хочу рассказать вам один случай из моего студенчества, очень интересный и показательный в плане формирования жизненных установок и целей, наличия или отсутствия стремлений добиться чего-то в этой жизни.

У нас преподавал один профессор, с большим именем и богатой практикой. И вот на первой сессии он, посмотрев на полную студентов аудиторию, сказал: «Кто желает получить “три”, можете сдать свои зачётные книжки». Поднялись несколько человек, отдали зачётки и получили “тройки”.

— Кто желает получить “четыре”?

Большее количество студентов подошли, отдали зачётные книжки.

— А вот с вами, оставшимися, — сказал профессор, — я хочу поговорить серьёзно. Если вы ставите перед собой высокие задачи, желаете познавать и двигаться к масштабным целям, тогда нам есть о чём вести разговор. А если целеполагания нет, очень трудно говорить в пустоту.

...Сколько раз в течение года — не один, не два и не пять — мы проходим вот эту евангельскую историю о богатом юноше! Бог беседует не только с юношей, но — через эту притчу — и с нами. Юноша задаёт вопрос о Небесном Царстве. Этот молодой человек думает о Небесном Царстве! Он подходит к Тому, кого уважает, хотя Бога в Нём и не видит. Он не в состоянии воспринимать, что перед ним Мессия, но учителем уже почитает Его. И к Тому, к Кому он имеет уважение, он обращается с главным вопросом.

Представьте себе, как будто мы сегодня имеем возможность обратиться к кому-то, кто что-то очень важное может нам сказать. О чём мы будем вести разговор? Перед тобой — кто-то, кто обладает возможностями не только дать ответ на вопрос, но и решить определённые твои задачи. Что ты попросишь у него? Так подмывает попросить материальное! Сколько попросить? А это тоже можно? А это имущество тоже?

Но этот молодой человек странный вопрос задаёт. У него тоже есть в жизни определённые чаяния, интересы, но он спрашивает не о дворце, не о колеснице, не о красивой девушке, хотя и то, и другое, и третье неплохо и даже благословлено, если с Богом созидать. Но юноша спрашивает о Небесном Царстве. И Бог с ним переходит на язык человека, думающего о Небесном Царстве: ты хочешь внешнего? Ну получи. Ты желаешь чего-то славного – возьми. Блестящего? Ну изволь. А здесь — Небесное Царство. И тогда язык общения переходит в область понятий, имеющих отношение к Божьему Закону. Молодой человек имеет понятийный аппарат, связанный с Божьим Законом, а дальше открывается, что он уже старается его исполнять. Конечно, в чём-то заблуждаясь, по молодости оступаясь, но он старается блюсти эти заповеди! И в своём понимании он их сдержал, эти данные от Бога заветы: не укради, не убий, не блуди… Молодой, богатый человек. Тяжело очень богатому человеку держаться — столько всего доступно! А этот юноша, обладая большим имуществом, соблюдает Божьи заповеди и об этом с Богом рассуждает. Потрясающее достоинство для юности, для молодости! И, видя перед собою горячее сердце, перспективу реализации главных талантов для Вечности, для спасения, Бог определяет высшую планку, планку для чемпионов. Заметьте — не тех, которые ставят перед собой задачу поучаствовать в соревнованиях, чтобы выйти из группы в групповом турнире и как-нибудь сыграть в плэй-офф. Нет. Это только для чемпионов, ставящих очень высокие цели. «Если хочешь быть совершенным»… А в ответ: «Нет, спасибо, мне достаточно “тройки”»! — Ну, тогда нет диалога, ты уже получил, что хотел.

А если человек согласен на “хорошо”? Да, это вроде неплохо, но оказывается мелковато. Мы слышим голос Христа: «Тот, кто хочет быть совершенным, раздай своё имение и следуй за Мной». Здесь показан высший пилотаж. Здесь показана задача, которую ставят перед собой те, кто мыслит о перспективах. Да, сразу это невозможно, да и нельзя всё отдать. Нельзя! Даже вредно и опасно. Ты ещё не соблюл заповеди, не пытался здесь стать совершенным и хочешь сразу большего… Нет, не получится. Начинать надо с малого. Отказывается человек от чего? Жертвует время, силы, внимание...

Я не могу не вспомнить ещё один случай из студенчества, но уже не моего, а моего сына. Как-то он пришёл из университета и говорит: «Пап, сегодня преподаватель, обращаясь к тем, кто сидел на задних партах, “на Камчатке”, и болтал, сказал им: “Пожалуйста, потише разговаривайте”. И дальше стал читать конспект». Я позвонил декану: «В чём дело? Я чего-то не понимаю. Как в этом престижном ВУЗе может быть кто-то, кто просит потише разговаривать, при этом в болтовне продолжая что-то там читать? Я вот как коллега не согласен с этим. Давайте разберёмся. Почему так?»

...А вот я, стоящий сегодня здесь, какие перед собой ставлю цели? Я думаю о чемпионстве? Или это так далеко и высоко, что хватит и просто формального участия? Царство Небесное, совершенство... Для меня ли всё это? Не является ли это какой-то сверхзадачей? Является. А что? К ней призван каждый? Да. Призывается каждый, но не каждый мыслит в эту сторону.

Вспоминаю один совершенно другой диалог. Я общался с одним из тренеров Камиллы Валиевой после того, как на последних Олимпийских играх девочку засудили и она в сердцах выдала плохую программу, упала и, расплакавшись, уехала — вначале со льда, а потом и вообще из Пекина. И вот мы беседовали с тренером. Он так спокойно очень говорит:

«Слушайте, а я вообще вот не понимаю, что за возню устроили люди вокруг этого события. Она просто не готова ещё быть чемпионкой. Это нормальная практика. Она обкатку проходит. Пока будет на это внимание обращать, чемпионкой она не станет. Она ещё маленькая, не выдержала, рано ещё ей быть чемпионкой. Слишком много отвлекается на эмоции и реагирует на внешние обстоятельства. Не доросла. Всё это нормально, всё впереди».

Очень важно, дорогие братья и сёстры, пожить ещё с этим рассказом. С рассказом о бедности и богатстве, о целях и задачах, о мелководье и глубине, о «тройках»… Ну, ты же выбрал «удовлетворительно»...

— Как дела?
— Нормально.

Что за ответ? Если я кого-то встречаю из мальчиков или юношей, к кому я имею отношение как педагог, наставник, и слышу такой ответ, я никогда не обойду вниманием это слово «нормально». Как у тебя, у мужчины, «нормально» может быть нормой жизни? Подумай. Это всё? Нормально? Ты не прокис? Ты не стух? Ты решил себя сдать за эту мелочь в твоей жизни? Подумай.

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы прочитали с вами рассказ о встрече юноши и Спасителя. В нём так много всего! Хочу предложить, во-первых, осознать, что у каждого из нас есть в сердце духовная зачетная книжка, и подумать сейчас, с чем я готов согласиться, где мои высоты и перспективы. И когда в следующий раз я прочитаю или услышу эту же историю, пусть вот там, внутри моего сердца, шевельнется рассуждение: на что я согласился, какую цель поставил, чего добился и добиваюсь своей внешней и внутренней жизнью? Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев