Дорогие братья и сёстры, уважаемые педагоги, досточтимые родители, верные прихожане, пришедшие гости, ну и вы, любимые и радостные наши дети!
Прошу сейчас вашего сердечного внимания.
Каждому из нас Господь дал дар жизни, и прожить её надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы, оглядываясь на свой путь, мы могли сказать, что наша жизнь была осознанным шагом к Небу и исправлением ошибок наших предков. В нас сегодня – продолжение наших родителей, наших предков, в жизни которых были разные моменты — возможно, и тяжкие отступления, даже предательства, подобные тому, как апостол Петр предавал Учителя. И очень вероятно, что кто-то из них, наших предков, не успел покаяться перед смертью. И вот сегодня я могу, стоя здесь и сейчас, от моей семьи, от моего рода сказать, что я готов хоть немного потрудиться для Небесного Царства с благодарностью Богу за возможность познания Его, Отца Небесного, себя и большого мира, в котором есть разное: есть свет и есть тьма, есть солнце и есть грязь, есть смерть и есть жизнь.
Непременно будет возможность выбора у каждого из нас: сделать шаг вправо или не делать его. К сожалению, каждый стоящий здесь оступался и оступается, но, как сказал когда-то великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, Бог будет судить нас не за то, как мы падали, а за то, как вставали и исправлялись.
И вновь слова одного из величайших отцов Церкви: «Какой сегодня день? Самый главный день в твоей жизни. Почему? Потому что это день, в который всё можно изменить». Всё можно исправить, направить в иное русло, если я здесь сегодня захочу этого свободно и добровольно. Никто и никогда не может меня заставить, пока я сам не захочу этого. Но хочу ли я, вот в чём вопрос. Быть или не быть мне с Богом? Если с Богом, это один путь, но есть путь без Него. И мы знаем, чем заканчивается этот путь. Здесь сегодня, сейчас, каждый из нас либо незримо беседует с Богом, либо в суете просто занимает место. Каждый стоящий здесь сейчас либо внимательно слушает беседу, обращаясь к Небу, к Богу, либо в мыслях своих склоняется к желанию, чтобы всё это побыстрее закончилось: «я устал, мне жарко, мне так тяжело!» Тогда стоит признаться в этом честно и уйти.
Поэтому сейчас, обращаясь к каждому из вас, я предлагаю сделать шаг к правде, к свету, к признанию своих ошибок и исправлению их, к готовности получать знания, учиться искусству направлять их во благо и к созиданию. А тем, кто пока не готов, честно выйти из строя и покинуть корабль. Почему корабль? А потому, что корабль — это один из символов Церкви, которую Всемогущий Бог Его неземной рукой направляет в Небесную Обитель. И каждому из нас, дорогие родители, крестные, учителя, старшие братья и сёстры, в первую очередь, необходимо помнить, что всякий день, и сегодняшний в том числе, имеет главное целеполагание — курс к Небесному Царству.
Зачем все эти знания? К чему они, если их направлять не во благо, не на пользу, а жечь, убивать, растлевать. Верный ли это выбор? Но он стоит перед каждым из нас. А есть другой путь: терпеть, учиться быть сильным и добрым, мужественным защитником, умеющим дать отпор врагу, а вместе с тем проявлять и нежность, и заботу, и внимание к тем, кто нуждается в этом.
И вот сегодня впервые в этом нижнем храме собора — престольный праздник в честь одной из самых почитаемых на Руси икон, которая именуется Донской. Наши благочестивые предки с этой иконой шли отстаивать рубежи веры, утверждать истину и созидать русскую государственность по Божьему закону, порой отдавая свои жизни.
Мы с вами стоим здесь, в этой части большого собора, а там, над нами, семьдесят метров высоты: символ полноты, библейской полноты, евангельской полноты. Семьдесят метров вечности, ввысь которой каждый из нас может расти — а может тлеть, жить — или умирать, обесценить в себе — или же понуждать себя отстаивать, хранить, вмещать, а потом, не жалея себя, передавать дальше тем, которые пока ещё не способны различать, что есть добро, а что зло.
Так получилось, дорогие братья и сёстры, что Бог собрал нас здесь, чтобы каждый по мере своей веры, имел готовность сказать только одно слово. В Евангелии написано: «Да будет у вас да – да, нет — нет». И вот с этим «да» или «нет» стоит немного помолчать с Богом наедине. Это самое трудное искусство — с Богом помолчать наедине. Он всё знает, но без этого молчания, внимательного к себе молчания Он не даст нам того, что готов дать, когда мы хотим взять, принять внутри себя, осмыслив получаемые от Него знания, и потом применить их к жизни, жизни вечной, созидая вокруг себя то, что производно от нашего внутреннего состояния. Как писал святитель Григорий Богослов, «Дух творит себе форму», то есть — что будет внутри, то будет и вовне нас. Мирный дух, радостный дух, созидательный – мир, радость вокруг нас. Не Божий дух — тогда вокруг нас скверна с обидами, с раздражением, с нелюбовью, и это выбор каждого из нас.
Сейчас мы с вами пройдём крестным ходом, созидая в малой степени готовность доказывать Богу, что мы с вами желаем иметь перед собою самые высокие задачи, самые вдохновенные цели, штурмовать самые трудные вершины и принести Ему в дар благодарность. Не я победил, не я достиг, получил, защитил, обрёл, а Ты дал всё это мне. Я же принял с благодарностью, приумножил и поделился.
Как же удивительно здесь звучат потрясающие слова, которые, если Господь управит, мы сможем с вами воспринять в Его Божьем Царстве. Всего два слова радости, света, победы, мира, большого труда, осознания ошибок, готовности исправления, радости от того, что Бог нас любит и дал нам дар жизни, дар познания, которым важно правильно, мудро распорядиться. Не так ли? Христос Воскресе!
Протоиерей Андрей Алексеев