Проповедь 9 июня 2024 г., в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Дата: 
9 июня 2024, воскресенье

Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено рассказу о чуде исцеления Спасителем слепорожденного человека. Мы слышали о том, как Христос совершил это чудо, Его разговор с исцеленным, а также о негодовании в адрес Спасителя со стороны тех, кто утратил понимание правды, но имеет власть.

Всякая ситуация, посылаемая нам с вами, неслучайна. И чем глубже то, что она в себе содержит, тем больше препятствий, чтобы смысл её вошёл в наши сердца. Потому что, во-первых, это может быть даже не востребовано, а во-вторых, суета, в которой преимущественно пребывает человек, находящийся в начале своего духовного пути, непременно будет мешать ему, и для её преодоления необходимы усилия.

Есть горькие слова митрополита Антония Сурожского, создавшего потрясающую общину в Лондоне: «Мы обесценили христианство». Он говорит о слепоте каждого из нас. А в чём причина? Вы знаете, опираясь на глубокие святоотеческие рассуждения, он утверждает, что, создав этот мир и находясь в нём, Бог дал человеку возможность и радость обращаться к Нему так, как мы пели сегодня во время службы: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Речь идёт о состоянии души. День, данный от Бога, должен стать Божиим днём нашей жизни — настолько важным, чтобы, соприкасаясь с нами, окружающие люди могли видеть Христа в нашем сердце. Если этого нет, то возникает вопрос к нам: почему?

Да, это непростая задача, но она выполнима. Сегодняшний рассказ о слепоте – призыв задуматься над тем, как я живу, где сегодня нахожусь и почему во мне так мало отражается Бог. Почему моя речь содержит те обороты, которые я усвоил когда-то в школе, но не отражает тот Божественный глагол, который, растворяясь во мне, наполняет мою жизнь смыслом? Если этого нет и цель такая не ставится, тогда любая победа, любое приобретение, любой шаг нашей жизни могут быть очень опасными для нас и для окружающих.

И вновь здесь непременно воскресают в памяти слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, — то есть собери в себе мирный дух, — и тысячи душ спасутся вокруг тебя». А если взрастишь в себе не мирный, не Божий дух — слепота будет в твоей жизни, и тысячи душ, слыша твоё слово, почувствуют высокомерный тон, насмешку, кощунство, непочтительность и блуд в широком смысле этого слова. Этимология этого слова — «заблуждение», а этимология слова «разврат» – «разворот». Разворот от Бога, от Божиего слова.

Из стяжания другого духа можно основательно состояться в этой жизни, в этом мире, но без Бога. Создать многое: корпорацию, холдинг, империю, всё что угодно, но без Христа. Тогда и сам ты, создатель всего этого, и твоя паства есть ересь. Слепота этих целей будет так вдохновенна, так желанна! И должности, и статус, и звания. Магистр слепоты, профессор безумных наук. А жизнь идёт, и каждый день жизни приближает человека к Вечности, к Встрече. И когда эти глаза прозреют и человек духовными очами увидит Бога, то его совесть будет честно отвечать, как он прожил эту жизнь. Почему его слово было горьким, гадким, гнилым и никого не побуждало к духовной работе? Почему его усилия преимущественно были направлены на себя самого? Почему рассуждения о ценностях и добродетелях были связаны с личной выгодой?

Об этом — сегодняшнее слово Божие. Как легко себе объяснить, что это событие произошло когда-то давно. Да, Он его исцелил, но какое отношение это имеет ко мне сегодня? Я сегодня стою здесь и слушаю. И, внимая этому слову, должен что-то с этим делать. Сегодня, здесь, сейчас, призванный к тому, чтобы этот день наполнить смыслом, осознавая глубину этого смысла.

Порой, весьма нередко, мы с вами обращаемся к тем подпоркам и костылям, которые важны для возрастающего в вере человека, и они есть.

На минувшей неделе, многими из нас незамеченный, прошёл важный день для русской истории. И кто-то из стоящих здесь помнит его, а кто-то почему-то подзабыл. Хотя эти важные ключевые элементы жизни, связанные с подвигом и служением лучших людей страны, важны для человека, для общества, для государства. Имя Александра Сергеевича Пушкина знают все, но у всех ли отмечена в сердце, в памяти, в совести дата 6 июня?

Это он, тоскуя и страдая в поиске смысла жизни, написал Московскому митрополиту Филарету (Дроздову):

«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?…

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум».

И вот оттуда, из Вечности, потому что всякий святой несёт в себе Божие слово, вечное слово, звучит ответ митрополита, а ныне святителя Филарета. Звучит не только для Пушкина, которого Аполлон Григорьев, известный критик, обозначил очень глубоким, основательным криком сердца: «Пушкин — наше всё!», но и для каждого из нас. Что же отвечает в той же последовательности и выстроенности слова московский святитель?

«Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум».

Аминь. Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Алексеев