Дорогие друзья!
Сегодня, 11 июня, отмечается день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, – великого исповедника веры Христовой и выдающегося хирурга, спасшего тысячи душ и тысячи жизней и продолжающего помогать многим и многим людям, молитвенно прибегающим к его заступничеству.
Его жизненный путь поражает удивительным свидетельством Божиего присутствия в этом мире и в человеческой судьбе. Как и большинство его собратьев, верных служителей Русской Православной Церкви XX века, Святитель Лука прожил непростую жизнь, полную лишний и испытаний, прошёл через тюрьмы, лагеря, пытки и изгнания. Но, даже находясь в заточении и ссылках, он продолжал врачевать души и тела страждущих, и во всех тех местах, куда забросила его судьба, он оставил о себе добрую и светлую память. Несмотря на гонения и предвзятое отношение советской власти к людям в духовном сане, святитель Лука за свои научные медицинские труды был удостоен Сталинской премии первой степени.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года имя Архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор Новомучеников и Исповедников российских для общецерковного почитания.
И теперь множество людей по всей России и в других православных странах почитают святителя Луку как великого святого врачевателя душ и телес и с верой и надеждой молятся ему об исцелении от различных недугов, по своим горячим молитвам получая просимое.
В нашем храме есть икона святителя Луки с частицей его святых мощей, перед которой мы сегодня молились на посвящённой ему службе.
И в этот день его памяти мы хотим предложить вашему вниманию житие святителя Луки, а также замечательный биографический фильм о его судьбе «Излечить страх», снятый в 2013 году режиссёром Татьяной Ходаковской.
Житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – доктор медицины, профессор, духовный писатель, архиепископ Русской Православной Церкви Лука, – родился 27 апреля 1877 года в городе Керчь в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого, представителя обедневшего польского дворянского рода, и Марии Дмитриевны Кудриной, воспитавшей детей в православных традициях, несмотря на католическое исповедание своего супруга. Однако «наследственную» религиозность, «предрасположенность» к вере, Святитель Лука Войно-Ясенецкий, по собственному признанию, получил именно от отца, ревностного католика, сумевшего, однако, уважительно отнестись к свободе выбора вероисповедания своими детьми.
Подрастая в семье, где, с одной стороны, близко стоял к медицине отец, и, с другой – активно занималась благотворительностью мать, Валентин Феликсович неизбежно проникался чувством сострадания к ближнему и страждущему, желанием помогать людям.
Именно поэтому Валентин Феликсович, всегда тяготевший к изобразительному искусству, сделал свой выбор не в пользу живописи, хотя помимо гимназии окончил школу рисования. В 1898 году он поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее – непосредственно «в народе». Устроившись хирургом в киевское отделение Красного креста, в 1904 году Валентин Феликсович в начале русско-японской войны был командирован в эвакуационный госпиталь в Читу, где получил столь ценную для начинающего специалиста практику: именно здесь он столкнулся с одной из основных проблем в излечении ранений – загноением.
В конце 1904 года Валентин Феликсович обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, ставшей его верной спутницей и помощницей и подарившей ему четверых детей. Впоследствии все они избрали для себя медицинскую стезю: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, Алексей – доктором биологических наук, Елена – врачом-эпидемиологом. А один из внуков Валентина Феликсовича, Владимир Александрович Лисичкин, – доктор экономических наук и кандидат философских наук, автор нескольких монографий, посвящённых своему прославленному деду.
После работы в военном госпитале перспективного и самоотверженного хирурга приглашают на должность земского врача в Симбирск и Ардатов, где он задумывается о научно-практической разработке методики применении местной анестезии из-за сложности употребления и опасных последствий для пациентов общего наркоза.
С 1905 по 1907 годы Валентин Феликсович трудится в земствах Верхних Любеж и Фатежа Курской губернии, участвует в борьбе против разразившихся там эпидемий кори, оспы и брюшного тифа.
В 1908 году Валентин Феликсович поступает в экстернатуру при хирургической клинике одного из пионеров антисептической хирургии, профессора Московского Императорского университета Петра Ивановича Дьяконова, где он занимался научными изысканиями в области проведения местной анестезии и подготовкой материалов для диссертации. По итогам исследования Валентин Феликсович сделал специальный доклад на заседании Хирургического общества в Москве 3 марта 1909 года. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось прервать академические штудии и вновь отправиться в земские больницы сначала села Романовка Саратовской губернии, а в 1910 году и Переславль-Залесского Владимирской губернии, где он курировал городскую, фабричную, уездную больницы, а также военный госпиталь.
Результаты работ успешного хирурга регулярно публиковались в «Трудах Тамбовского физико-медицинского общества» и журнале «Хирургия», который редактировали П.И. Дьяконов и Н.В. Склифосовский.
В 1916 году Валентин Феликсович защищает как диссертацию свою книгу «Регионарная анестезия» и получает степень доктора медицины за разработку нового метода местной блокады проводимости нервной системы при операбельном вмешательстве.
В начале 1917 года, обнаружив у супруги симптомы туберкулёза лёгких и желая перевезти семью в боле сухой и жаркий климат Средней Азии, Валентин Феликсович испрашивает себе перевод на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Именно там его и застали революционные события и ужасы Гражданской войны 1917-1923 годов.
В начале 1919 года Валентина Феликсовича впервые арестовывают из-за отказа выдать властям тяжело раненного казачьего есаула. После допроса его отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние больной супруги Валентина Феликсовича Анны Васильевны, и она скончалась. Четверо детей, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет, в дальнейшем жили под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой.
Скоропостижная кончина супруги сильно повлияла на мировоззрение Валентина Феликсовича, решительно укрепив его на религиозной стезе: помимо научной и врачебной практики он становится активным мирянином. После одного из докладов о положении дел в Туркестанской епархии епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, что последний воспринял как Волю Божию: уже через несколько дней его посвящают в чтеца, певца и иподьякона, затем – в дьякона, а 15 февраля 1921 года – в иерея. С этого момента Валентин Феликсович приходит в больницу в рясе и с крестом и открыто молится, несмотря на начинавшиеся уже гонения на веру.
После отъезда епископа Иннокентия из-за набиравшего обороты в Средней Азии обновленческого движения Валентин Феликсович в 1923 году принимает монашеский постриг с именем Лука и назначается епископом Туркестанским. Параллельно с этим он вынужденно оставляет преподавание из-за протестного движения студентов, а вскоре оказывается под арестом как сторонник Патриарха Тихона за свой призыв оставаться верными Патриарху и не сотрудничать с большевистской властью. В Ташкентской тюрьме он подготовил часть «Очерков гнойной хирургии». В свою первую ссылку Святитель Лука отправился через Москву, где органами НКВД было проведено следствие и определено место высылки – Енисейск, а затем Туруханск, и там епископ продолжал работать в местной больнице.
В Ташкент Святитель Лука Войно-Ясенецкий вернулся лишь в 1926 году и вскоре попросился об увольнении «на покой», сосредоточившись на частной практике по приёму больных на дому. Однако вскоре по явно сфабрикованному уголовному делу об убийстве профессора-физиолога И.П. Михайловского Святитель Лука был вновь арестован и отправлен в новую ссылку в Архангельск, продолжавшуюся до 1933 года. После своего освобождения Святитель Лука встречался с митрополитом Сергием: кафедры он не занял, видимо, считая более важным для общества свою врачебную деятельность, возможность передать молодому поколению свой обширный опыт, однако основать НИИ хирургии ему, к сожалению, не позволили.
В 1934 году Святитель Лука возвращается в Ташкент, а вскоре переезжает в Андижан, где вновь оперирует, читает лекции и руководит отделением Института неотложной помощи. Там он заболевает лихорадкой и в результате осложнения слепнет на один глаз.
В 1937 году последовало новое уголовное дело против Святителя Луки, который всегда предельно откровенно (и публично) высказывался о своих политических и нравственных взглядах. На этот раз он обвинялся в антисоветской деятельности и убийстве пациентов. В 1940 году он был отправлен в очередную ссылку на 5 лет в Красноярский край, где во время войны стал главным хирургом эвакуационного госпиталя и проводил самые сложные операции.
В 1942 году Архиепископ Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру. В 1944 году Святитель был переведён в Тамбовскую епархию, а с 1946 года был назначен Архиепископом Крымским и Симферопольским.
В 1946 году за книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) Святитель был удостоен Сталинской премии первой степени, большую часть материального вознаграждения которой пожертвовал детским домам.
Скончался Святитель Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен был на городском кладбище Симферополя.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые сегодня находятся в Свято-Троицком женском монастыре города Симферополя. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) прославлен как святой исповедник в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.
Дни памяти – 29 января, 18 марта и 11 июня.