Проповедь 28 апреля 2024 г. в праздник Входа Господня в Иерусалим

Дата: 
28 апреля 2024, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 12:1-18

Всякий раз, входя в события этого дня, приближаясь к Страстной неделе и в очередной раз открывая для себя места Священного Писания, где рассказывается об этой трагедии, мы останавливаемся, чтобы задуматься о том, для чего всё это нужно. У многих людей наше человеческое естество желает перейти эту черту и уже войти в Пасху. Хочется уже закончить с этим со всем и радоваться, и праздновать, и разговеться. Зачем же из года в год Бог благословляет нас пройти через эту кровавую бойню, приобщиться к событию тайны Его Страстей, где боль, скорбь, отчаяние, мука и вопросы: зачем? Почему? Неужели нельзя было иначе? Тем более Ему – Богу?..

Нет, нельзя. Об этом предлагается вспомнить нам, когда мы в своей жизни будем проходить что-то подобное.

Знаю доподлинный случай из чеченской компании. Нашего русского солдата распяли, и кто-то пытался его спасти, но он, улыбаясь, просил не снимать его с креста. Будучи верующим, он испытал присутствие Божие до смерти, до боли, до скорби, до состояния причастности к тому, что важно испить вместе с Ним. «За что я страдаю?» – говорит человек. «За что такие муки посылаются мне? Чем прогневал я Бога, почему я, а не кто-то другой?»

Наверное, каждый из нас в своей жизни проходил подобные испытания, или пройдёт ещё. Всё это – непременное условие для того, чтобы пройти эту инициацию вместе с Ним, где Он берёт на Себя основное и даёт человеку необыкновенную духовную радость. Это не состояние торжества над телом врага. Это не бесчинства, не пляски на костях, которые бывали в жизни разных народов, когда они, побеждая и одерживая внешний и внутренний триумф, глумились над своими жертвами. Речь о другом. Речь о том, что человек, сознательно смиряясь, уподобляется Богу, и Бог, любя его, проводит через испытания, без которых невозможно войти в состояние Воскресения. В это состояние можно войти только через Голгофу. Это цена нашего спасения. Его жизнь, и смерть, и Воскресение, и Он приобщает нас к этому, непостижимым для ума образом помогая каждому из нас испытать это состояние. Это Таинство, находящееся за пределами разума. В центре каждой боли, каждой скорби, каждого состояния отчаяния Он присутствует и помогает нам нести наш крест. Ни на миг не забывающий о каждом из нас, поднимающий нас на руки и несущий через Голгофу. И к этому каждый из нас должен готовиться.

Поэтому, дорогие, если вы в расписание вашей жизни ещё не поставили на особое место дни предстоящей Страстной седмицы, надо обязательно сделать это. Ну, хотя бы два дня – четверг и пятницу. В Великий четверг, в день Тайной Вечери и установления Евхаристии, утром Литургия, а вечером – чин Страстных Евангелий. И нужно приобщиться, пропитаться всем этим, испытать это состояние. Потом паузу маленькую взять на утро Великой Пятницы, там нет Литургии. А вот в 18:00 – Чин погребения Плащаницы. Это вообще что-то немыслимое. Важно постоять на службе и посмотреть на своё сухое сердце. Почему мне не плачется? Почему эти слова вызывают у меня едва ли ни чувство тошноты? Специально произнёс такое слово, подчёркивая степень нашего с вами охлаждения. В это нужно войти. И в это движение вот так не вскочишь, как на подножку автобуса. Не вспрыгнешь на ступеньку, никогда не вспрыгнешь. Надо от неприятия постепенно войти в понимание того, что, оказывается, мне это нужно! Я должен быть сопричастным этому таинству смерти и Жизни, Победы и Воскресения. Только так.

Год за годом Он нас готовит к моменту перехода в Вечность, потому что там откроется нечто особенное. И даже не испытывая пока теплоты, мы всё-таки потихоньку идём к тому, чтобы приобщиться к этому. И если нет слёз, то есть сострадание. Если не сострадание, то хотя бы участие. Если не участие, то хотя бы внимание. Если не внимание, то хотя бы почтение, а если не почтение, то хотя бы благодарность.

Ему важно собрать какие-то плоды наших сердец на этой неделе. Как я в этот очередной год отнёсся к Его победе, к Его скорбям, к Его боли, к Его смерти, к Его Воскресению ради меня? Ради меня. И эта боль преследует Его и сейчас — от каждого нашего беззакония или даже равнодушия. И сколько всякой боли и равнодушия Ему ещё предстоит испытать на этой неделе... Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев