Проповедь 14 апреля 2024 г. в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Дата: 
14 апреля 2024, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 9:17-31
Мф. 4:25-5:12

Дорогие братья и сестры!

Есть большая опасность того, что внешние составляющие могут стать для человека целью, и утратится понимание того, зачем вообще живёт человек. А если ежедневно себе об этом не напоминать, если вот так постом не погружаться в то, что связано с осознанием целеполагания жизни, то рассуждение о Небесном Царстве останется красивым песнопением, высокой духовной поэзией, отвлеченным нравственным идеалом, но не целью.

Более того, есть очень опасное обстоятельство: можно войти в состояние стремления построить Царство Небесное на земле – общество с достижением максимального уровня комфорта. И вот тут очень важно не исказить смысл. Речь не идёт о том, чтобы человеку лишить себя красивой одежды, возможности слушать достойную музыку или вести образ жизни, где есть место для гармонии в земных красках. Речь не об этом. Речь о том, что это становится целью жизни. Наука ради науки, искусство ради искусства, образование ради образования, семья ради семьи – то есть когда какие-то определённые ценности или люди ставятся на то место, на котором должен быть только Бог. А если место Бога занимает что-то иное, то происходит глубокое искажение смысла жизни. Более того, поскольку люди не соответствуют высоте нравственных идеалов − ведь мы все оступаемся, − в нашей жизни начинается разочарование от того, что что-то не получается. А если нет главной цели, то тогда и благодать Небесного Царства − это не более, чем разговор о чём-то насущном, но земном.

Как-то к священнику пришла женщина с обычными вопросами. Она была в состоянии удрученности от болезни. Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей...

Либо ещё какая-то тема, которая тоже может быть очень насущной и важной − например, новости. Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает?

Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще.

Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю. Только честно. Для себя и для духовника. Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. А потом, в конце дня и недели, просмотреть, где же было то самое – для Небесного Царства, для спасения души, для осознанной духовной работы, а где − всё прочее, и чего было больше. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. А потом ещё выше планка − прямое отношение: когда и сколько я сознательно работал для Небесного Царства?

Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Совсем. Потому что будет не до этого...

...«Вот это красивое песнопение! Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия. А какой вам больше распев нравится? А вы знаете, мне по сердцу Валаамский монастырь. Как они поют, какие красивые мужчины! А какие замечательные женщины вот в том монастыре! Такие они милые, такие вдохновленные!»

Вот такая моя духовная жизнь... А дальше, после этого, будет ещё ниже. Понаблюдайте, посмотрите. Только честно. А потом, если захотите, с духовником обсудите... Как оно бывает? «Вот эту игру посмотрю всё равно − ну ведь Лига чемпионов! Какие филигранные передачи, какое мастерство, ну что вы!»

И вот так, перекантовавшись в течение поста, можно доплестись до Пасхи. Ну а там всё скроется под этим мощным «Христос Воскресе!», и дальше − под снедью и разговлением. Ну и всё. И потом жди его, этого поста, чтобы вообще эту тему можно было поднять. Скучно! Просто скучно! Давайте мы тут послушаем, поразмышляем: какая была замечательная проповедь! Столько примеров, столько потрясающих выводов! Вы знаете, как это было выдержанно в стиле гомилетики: вступление, основная часть, итог, финал и выводы. Вопрос только в одном: я-то чего-нибудь буду делать? Я что-то в своей жизни реально поменяю? Я, стоящий здесь? Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев