Проповедь 17 марта 2024 г. в Неделю сыропустную. Прощёное воскресенье (Литургия)

Дата: 
17 марта 2024, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 6:14-21

Дорогие братья и сёстры! По традиции, по Церковному уставу, в этот день на Литургии читается удивительное, проникновенное, в чём-то страшное Евангелие о прощении. Очень важно войти в состояние прощения. Можно осуждать свою учительницу, своих родителей, своих жён и мужей, своих начальников бесконечно. Недавно ко мне на исповедь пришла женщина, которая в первую очередь начала осуждать свою невестку. Первые её слова были не о себе, не о своих грехах, а о другом человеке. 

Это наша общая болезнь. Мы замечаем худое в людях и сразу осуждаем, более того − очень часто осуждаем самых дорогих, самых близких нам людей. Не пытаясь найти им оправдания, мы совершаем это уже по привычке. Мы наблюдаем за человеком, и тут же, додумывая что-то, готовы его поднять на вилы осуждения, на штыки, на сабли. А ещё есть глубокое непрощение, когда человек обижается и, неся в себе эту страшную обиду, мучается. Он вроде подошёл к священнику и исповедался, но он не борется. Не борется − и в этом состоянии подходит к Чаше. Трагедия в том, что если ты не работаешь над собой, чтобы отпустить и простить, то и принять прощение от Бога не можешь. Твой сердечный внутренний духовный орган закрыт, и ты сам себя обрекаешь на непрощение. Это не Бог не прощает в отместку, мстит тебе − так не может быть, а ты сам себя мучаешь и обрекаешь на непрощение. 

Я получил очень хороший урок в своей недавней поездке в Ставрополь. Один мастер, работавший над нашей храмовой утварью, поделился, что есть человек, который сделал резной иконостас для детей размером в метр тридцать, чтобы дети, приходя в детский сад, могли смотреть на иконы и на маленькие аналойчики. Я полетел в Ставрополь и познакомился с этим человеком. Вы знаете, это такой русский меценат, военный, служивый человек, который, выйдя в отставку, занялся делами, и они пошли у него в гору. Что он сделал? У него 26 гектаров земли, на которой расположены начальная школа, детский сад с бассейном, парк, посвящённый Дню Победы, с композициями из бронзы, с часовнями, спортивный комплекс, футбольные поля. Очень впечатляет! Это его средства, которые он жертвует для детей, для людей. Но что ещё интересно: когда я прилетел, он встречал меня сам и сам повёз мне всё показывать. Потом мы ужинали, разговаривали до ночи, делились опытом. Уже ранним утром он приехал к нам на завтрак, и он же с супругой нас провожал до аэропорта. И первый, кто затем позвонил мне, был он: «Как вы долетели?» 65 лет, разведчик, ФСБшник, неравнодушный человек. И вот у него − потрясающая склонность оправдывать людей, которые его обманывают, футболят. Он, конечно, отстаивает свои интересы, но смиряется. Его настрой потрясающий, удивительный! Я сегодня читал Евангелие и вспоминал об этом человеке. Он предлагает людям свои возможности и средства, а они ещё думают: стоит ли это делать? Он продолжает их убеждать, что готов содержать всё это, а они не берут то, что им даётся. Это кажется безумием. Эти люди кричат на него, топают ногами, чуть ли не выгоняют его, и он, имея такие возможности, уходит, молится, созванивается со своим старцем на Афоне и снова приходит к ним на поклон. Проявляет мудрость, прощение и склоняет сердце человека, чтобы тот принял его дар. На этой территории он строит ещё и монастырь из гранита, мрамора и мозаики. Я там впервые для себя увидел в деле красивый дагестанский камень. Вот из этого камня там многое сделано... Вот так: можно прилететь за полторы тысячи километров и в мирянине встретить пример для себя. 

Была ещё одна интересная картинка, которая меня очень опечалила. Они с супругой попросили священника, духовника этой школы, подождать. Он подождал чуть-чуть, а потом сказал, что время уже 17:00, рабочий день закончен, и ушёл. День рабочий у него закончен. В пять часов... Я скажу честно, это была возможность ещё раз заглянуть в мою диссертацию − «Духовно-нравственное состояние русского общества конца ХIХ − начала ХХ веков». И вот церковные иерархи тех лет, говоря о своём сословии, признавали: «Мы в вере не горели. Мы не могли зажечь никого. Мы тлели. Поэтому Бог закрыл наши храмы и наши школы». Вы знаете − это правда. Церковь − это потрясающая структура: как Тело Христово она свята и непорочна, но как институт она имеет болезни. И годы Синодального периода выхолостили Церковь, а потом годы безбожия нанесли страшный удар. Это большие тяжёлые болезни, которые невозможно преодолеть в одночасье. Самые большие проблемы у этого человека не со светской властью. Нужно понимать, что это наследие страшного времени, и быстро с этим не справиться. 

Был такой случай в Средние века. Один человек решил не показывать одному еврею, хотевшему креститься, жизнь высокого церковного начальства, видя там разное: и святость там была, и был порок. Он хотел показать только святость, без порока, но сильно заболел. Тогда тот еврей, будучи человеком входящим в разные круги, всё увидел − и святость, и порок. И всё равно пришёл и сказал:

− Я хочу креститься.
− Ты что?! Ты видел?
− Видел.
− Ты знаешь?
− Знаю… Если после того, что я видел, Церковь стоит, то только потому, что Бог ею управляет. Это самое большое чудо, которое я понимаю для себя. Значит, здесь Истина.

Вот и сегодня мы с вами получаем этот большой урок. Я знаю, что многие из вас читали книгу «Несвятые святые». Потрясающий талант архимандрита, ныне митрополита Тихона, который рассказал истории из церковной жизни на такой высоте. Я их знаю и рассказанными по-другому, но он их поднял на духовную высоту. И то уродство, и те болезни, которые встречаются в Церкви, он описал так, как добрый пастырь и врач − всё недостойное скрыл, ничего не сказал с осуждением.

Вот и нам предлагает Бог перед постом над этим задуматься. Переформатировать себя, продолжая свой путь. Бог всё видит, ни одного не оставит без внимания и всем воздаст. Сталкиваясь с разным в мире, мы должны включать механизмы оправдания, молитвы, прощения и за собой смотреть. За собой − это очень важно. И ещё: мусор и сор не выносить из избы и с внешними не обсуждать, а иметь готовность преодолеть, помочь и хорошее сделать для других ради Христа. 

И вот в Ставрополе я получил урок христианского любочестия и готовности оправдать ближнего и трудиться: делать, строить, вкладывать, не смущаться, принимать к сведению и бороться. Хорошо писал святитель Игнатий (Брянчанинов) о Церкви в конце XIX века: «Зелёная крона и прогнившие корни, и ближайший порыв ветра повалит всё это». Вот почему мы с вами должны понимать, что важно начинать с себя, а не на других смотреть. Я − Церковь, я − часть её. Что сделал я, чтобы было лучше? Попытался ли посмиряться, потерпеть, преобразить? Или я осуждаю всех и вся? У каждого есть свои недостатки, каждый носитель разного, но вместе мы с вами можем оздоровить маленькую часть этой линии фронта, и станет лучше, непременно лучше − и для самого человека, и для близких его, и для многих людей вокруг.

Сегодня день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. Я вспоминаю наш замечательный ужин в Даниловской гостинице с Ваней Проворовым, который отказался надеть постыдные цвета содомитов, выступая за один из клубов НХЛ. Этим он поднял волну, которая остановила, на том этапе, беззаконие в хоккейной лиге. Ваня рассказал: 

«Когда мне предложили всё это надеть, я позвонил папе:
− Папа как ты считаешь?
− Нет, сынок, нельзя».

И Ваня так и ответил на это предложение: «Папа сказал − нельзя!» Ему вручили Патриаршую грамоту за стойкость в вере, и он поднял нормальных американских мужиков, которые посчитали, что всё это непотребство не для них. Они ходят в его свитерах, подчёркивая свою нормальную расположенность к семье, а не уродство.

Замечательные слова сказал митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, глава Патриаршей комиссии по физкультуре и спорту. Он вспомнил библейский рассказ о том, как ангел шёл наказывать за беззаконие Гоморру и Содом, и как праведник его спрашивал:

− А можно ли пожалеть эти города?
− Нельзя.
− Почему?
− Потому что нет там праведных людей. Никого не осталось. 

Если мы с вами будем пытаться жить праведного, наш город устоит. Если мы с вами будем стараться жить достойно, войдём в пост, помолимся, настроимся, почитаем Евангелие, тогда мы устоим. На любом фронте устоим. Кто нас возьмёт? Но если мы с вами делать этого не будем, прощать учиться не будем, правильно жить, поститься, молиться, Евангелие читать не захотим, то на что мы рассчитываем? На какую победу? Вот всё это − наглядные зарисовки сегодняшнего евангельского чтения: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». 

Давайте мы для себя решим: зачем мы здесь? Что мы можем сделать хорошего? И дай Господи нам с вами научиться искусству жизни во Христе, пустить Божию милость в сердце, поделиться с теми, кто в пути, простить всех и к себе построже относиться. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев