Проповедь 25 февраля 2024 г. в Неделю о мытаре и фарисее (Литургия)

Дата: 
25 февраля 2024, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 18:10-14

Мы с вами вошли в очередной год нашей жизни, когда вновь вниманию нашего сердца предлагается притча о мытаре и фарисее. Маленький рассказ, в котором огромное море, требующее от нас с вами глубокого духовного внимания. И в этом море маяком для всякого движения является Божия любовь – ведь оба героя сегодняшней притчи вышли из храма оправданными Богом.

Первый, который был о себе высокого мнения, действительно старался вести достойную жизнь, но уклонился. Буквальное отношение к Закону, пренебрежение верным курсом отдалили его от Истины, но тем не менее он искал к ней путь. Перед нами заблуждение очень даровитого, ведающего Бога и ищущего Истину человека. Он имел немалое количество талантов, более того – собрал достойный урожай и принёс его Богу. И в этом урожае есть не только греховные страсти, которые высвечивает евангельский рассказ, но и высокие достоинства.

Вы знаете, я вспоминаю проповедь на эту тему одного известного красноречием и высокой духовной жизнью священника, пастыря Церкви, который сказал: «Куда нам до мытаря? Нам бы до фарисея дорасти...».

И вот этот фарисей, с одной стороны являя положительный пример внешнего благочестия, а с другой – отрицательный пример неверного отношения к себе самому, поскольку он возгордился, в то же время выходит из храма оправданным. Что означает слово «оправдание»? В данном случае – это проявление Божественной любви, призвание к которой имеет каждый человек. Каждый из стоящих здесь ежедневно оступается в этой жизни. Более того – мысли, которые посещали фарисея, посещали и посещают всякого мало-мальски пытающегося жить по Божьему закону человека. Все мы с вами гордецы, и порою хочется покрасоваться чем-то, что ты приобрёл, какими-то талантами, которые реализовал. А если победа чуть больше, чем у всех остальных, то очень тяжело удержаться от хвастовства. Так хочется об этом всем рассказать! Однако ты включаешь малую долю благочестия и рассказываешь о себе так, знаете, в полутонах. Но внутри-то распирает: «Какой же я!»

Мне всегда в детстве очень нравилась сказка «Морозко». Вот там этот Ваня, который красуется собой: «До чего же я хорош!» Так замечательно Александр Роу показал его удивительный образ, когда ходил с зеркалом и всячески смотрел на себя. Вы знаете, вот это – каждый из нас. Очень важно в фарисее найти себя. Увидеть и воздохнуть.

И вот в этой притче с одной стороны – человек, который знает Закон Божий, который является учителем этого Закона, но вот так подвержен страстям. А с другой стороны – человек совершенно иного статуса, который по самому своему служению воровлив. Не потому, что служба такая, хотя отчасти это и так, а потому, что в этой службе человек навыкает к тому, что так можно, что это воровство как бы «само собой», что вроде как так и должно быть.

Знаете, я вспоминаю покойного отца Димитрия Смирнова, который, обладая харизмой очень маститого священника, обращаясь к одному известному и занимавшему высокую должность священнослужителю, но немножко «отклонившемуся от маршрута», сказал такие вразумительные слова: «Знаешь, батюшка, пусть у тебя собачья должность, но сам ты оставайся человеком». Сильно сказано.

И вот мытарь сей остался человеком. Именно поэтому в храме, в этом особом месте общения с Богом, его сердце дрогнуло. Совесть мучила: ведь когда все вокруг тебя берут, странно, если ты не берёшь. Ведь все берут! Все воруют! И ты пришёл в это служение, и если предполагаешь и дальше оставаться в нём, то тоже должен найти какую-то точку соприкосновения с совестью: Ну, как? Ну, все же так? И дальше ты оправдываешь себя, но мучаешься. Если бы он не мучился, то так бы в храме не сказал, милости бы не попросил. Совесть его была жива. И это воровство, это непотребство ввело его в состояние осознания и восприятия собственного глубокого несовершенства. «Несовершенен я! Мне стыдно так!» В какой-то момент вот это всё взорвалось. И вот этот момент, эту точку Господь показывает, проявляет для нас с вами, чтобы мы в себе это увидели. Посмотри, какая мысль привела тебя вот в это состояние? Почему ты решил, что можно на двух стульях сидеть? И Богу, и не Богу?

Известна история, когда пришла в храм старенькая женщина и поставила свечку святому великомученику Георгию. Ночью ей является бес и говорит:

– Что же ты, старая, ставишь Георгию, а мне не ставишь?

– Так ты же бес!

– А вдруг ты ко мне попадёшь? Что ты будешь делать? Меня же ты не ублажила.

Подумала бабушка и пришла на следующий день с двумя свечами: одну – святому Георгию, а другую – бесу. Оба же на одной иконе вместе.

Господь желает отрезвить человека в преддверии Великого поста, этого времени духовной трезвости. «Ваня! Маша! Ну посмотри: в зеркале Божьего Слова – каков ты?»

Сегодня, через год после прошлогоднего рассуждения, снова та же притча. Рассмотри в себе, как ты пришёл сегодня в храм? Найди в себе и мытаря, и фарисея, и выйди из храма оправданным Богом, ставя перед собою цель войти в этот пост и рассмотреть в себе несовершенства. Эти слова о милости, которые произнёс раскаявшийся мытарь, примени к себе, к своей жизни. Боже, милостив буди нам грешным! Через эту милость и покаянное чувство открывается сердце, умягчается душа, Бог входит в сердце, начинается вечеря Его с нами, и тогда, двигаясь по ступеням поста, принимая эту пищу Божьего Слова и Таинства покаяния, человек подойдёт к Пасхе изменившимся и выйдет из храма в духовной радости, наполняясь тем, что ни в сказке сказать, ни пером описать, тем, что является Истиной во Христе Воскресшем. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев