Пророк Даниил

При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р.X. юный Даниил, происходивший из знатного рода, вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там пятнадцатилетнего Даниила и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.

С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаил и Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этих трех юношей переименовали в Седраха, Мисаха и Авденаго. Однако с принятием языческих имен юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им не кушанья с царского стола, окропленные идоложертвенной кровью, а простую растительную пищу. Воспитатель согласился с условием, что через десять дней он проверит здоровье и самочувствие юношей. В конце пробного периода Даниил, Азария, Анания и Мисаил оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель разрешил им вкушать пищу по их усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и на экзамене вавилонский царь нашел, что они умнее его вавилонских мудрецов.

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя (Дан. 1 и 4). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора – Его вечное Царство (Церковь).

В своей книге (носящей его имя) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

В этой книге пророк Даниил записал также несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христа. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенным в самом конце Библии.

При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи, сделанной таинственной рукой на стене: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5, 25).

При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Некоторое время спустя Даниил получил откровение о 70 седьминах, в котором указан срок первого пришествия Мессии и основания его Царства – Церкви (Дан. 9).

В царствование Кира Даниил оставался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию, пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет за двести до этого (Ис.44, 28-45; 13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (Езд. 1). При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая ему угрожала за умерщвление дракона, обоготворявшегося язычниками.

В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй (Дан. 10-12). Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и одновременно к пришествию антихриста.

О последующей судьбе пророка Даниила известно только то, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из четырнадцати глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Класс годовщины: