Святитель Иннокентий Иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский (в миру Иоанн) происходил из дворянского рода Кульчицких. Родители его в середине XVII века переселились с Волыни в Черниговскую губернию.

Иоанн родился около 1680 года, обучался в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году и был назначен в Славяно-греко-латинскую академию преподавателем, префектом и профессором Богословия.

В 1719 году святитель Иннокентий был переведен в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую Лавру с назначением обер-иеромонахом флота. В 1720 году нес послушание наместника Александро-Невской Лавры.

14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящён в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределённости своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири. Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселённость епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещённых Христовой верой, бездорожье и бедность – всё это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым, а жизнь его – полной лишений. К тому же, по странному недосмотру Сената он до самой смерти не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. Однако в этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря ещё содержались две открытые при епископе Иннокентии школы – монгольская и русская. Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением её духовной жизни: об этом свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях он обретал духовную твердость, смирение и прозорливость.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося ещё в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – и засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма. Расширились сами границы епархии, включившей не только Селенгинский, но ещё Якутский и Илимский округи.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошёл ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

В 1764 году тело святителя обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви, и множество чудес совершилось тогда не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России – на 9 декабря, так как в сам день преставления совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Класс годовщины: