С добрым утром!
Если хочешь проснуться со вздохом, наполненным морем,
Посмотри далеко, за границы того, что ты видишь.
Если хочешь проснуться со вздохом, наполненным небом,
Загляни за пределы того, куда взор твой направлен.
Если хочешь проснуться со вздохом, наполненным смыслом,
Не смотри никуда – помолчи, чтобы мысли свои успокоить.
И, закрывши глаза, попроси у Того, Кто всё видит,
Посоветуйся с Ним, потому что Он Тот, Кто всё знает.
И склонись перед Тем, Кто всё может и каждого любит...
И прими от Него с благодарностью море и небо,
Осознай Его дар – мир, способности мысли и чувства.
И порадуйся смыслу чудесного доброго утра!
Протоиерей Андрей Алексеев
Дорогие друзья! Вот и завершилась удивительная дорога под названием «XXXII Летние Олимпийские игры в Токио», которую мы прошли с вами вместе на страницах очередного тома «Дневника духовника Олимпийской сборной России». И не знаю, как вам, а мне уже не хватает минувших дней с жарким японским солнцем и бессонных ночей, проводимых над строками этих глав, чтобы описать все прошедшие события и предложить вам, дорогие читатели, дабы и вы стали соучастниками этой Встречи. Как написала мне одна из наших прихожанок после чтения очередной главы, «А ведь мы, батюшка, совершили вместе с Вами паломническую поездку!». Да, всецело согласен: это было потрясающее путешествие, неповторимое соприкосновение с сердцами и душами людей, излучающих отражение Христа, – я видел это, и то, что можно было вынести на общее обозрение, предлагал вниманию всех, готовых это почувствовать и вместить.
Да, кстати: хочу поделиться с вами тем, что во время Олимпийских игр я кроме прочего каждый день по внутреннему желанию читал первую главу первого послания апостола Иоанна Богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:1-3). Прошу вас, дорогие, прочитайте полностью этот текст, вдохновлявший меня там всякий день, ступень за ступенью, событие за событием. И как же всё это сблизило нас с вами в этот уникальный период единства!
Театрально-концертный зал «Восход» в минувшее воскресенье, на беседе, посвящённой Играм, был практически полон, а сколько накануне я получил просьб записать эту беседу от людей, не имевших возможность прийти лично! Всё это было, и, вкушая от этой радости, мы благодарим за неё Бога. А ещё, конечно, я с благодарностью возношу молитвы и о нашем Святейшем отце, Патриархе Кирилле: ведь этот путь начался с его первосвятительского благословения мне, недостойному, нести данное послушание, и для меня это – огромная честь; и о Станиславе Алексеевиче Позднякове – удивительном человеке, христианине, отце, выдающемся спортсмене и талантливом руководителе, президенте Олимпийского комитета России. Не устаю благодарить его лично и всю его дружную и профессиональную команду за поддержку и потрясающие условия, созданные всем нам и мне в частности для плодотворной работы и служения в дни наших общих испытаний, завершившихся победами – внутренними и внешними. И это, бесспорно, так!..
Слова апостола Павла «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор 1:18) сподвигли меня для всех вас приготовить в эти дни подарок – открытку с изображением ночного Токио и Крестом – знаком победы Того Бога, Кого мы – священнослужители, руководство и члены сборной – позвали в помощь накануне отъезда на молебне в Храма Христа Спасителя, к Кому прибегали там, на Играх, Кого благодарили по возвращении и ещё продолжим благодарить, потому что по традиции мы ждём спортсменов на благодарственный молебен и в нашем храме. На обороте же этой открытки напечатаны стихи «Не надейтесь», которые вы уже читали в одной из глав «Дневника». Тем из вас, кто не имел возможности взять эту открытку в нашем храме, предлагаю её электронный вариант в фотоприложении.
Да – творчество… Слава Богу, искусство даёт нам замечательное подспорье в деле проповеди, и через использование художественных образов мы можем более наглядно продемонстрировать движение к правде, поиск истины и её сияние. Мы уже говорили с вами о фильме «Последний самурай», герой которого, исполненный Томом Крузом, уходит от образа американской мечты с её материальными идеалами и открывает для себя новый мир через жертвенное служение и то лучшее, что по сей день сохраняет в себе кодекс самурая. Но, конечно, для нас с вами эта высота – лишь отблески той полноты, которая открывается во Христе всякому, ищущему истинного Бога. Ведь, утратив Рай, вернуться на Небо человек может только со Спасителем. Поэтому мне бы хотелось обратить ваше внимание на ещё один кинематографический сюжет, очень ярко и наглядно возводящий зрителя к христианским истинам. Речь идёт о фильме «Иерей Сан», в котором герой проходит путь уже не только от американской мечты до кодекса самурая, но и от кодекса самурая до Христа. И особенно символично, что американский актёр японского происхождения Кэри-Хироюки Тагава, сыгравший в этой картине главную роль священника, после съёмок принял крещение в Православной Церкви...
А что же мы с вами? Мы продолжаем наш путь по этой жизни, каждый на том месте, куда поставил нас Господь, готовимся к началу учебного года, зовём Бога в помощь во всех наших добрых делах и – да, конечно, завершаем наше повествование тем же, с чего начинали – молитвой Богу за Божественной Литургией и с благодарностью за всё, за всякую нашу победу, и внешнюю, и внутреннюю!
Эпилог
(написано после возвращения с XXIII Зимних Олимпийских игр 2018 в Пхенчхане)
Спасибо, Господи, Тебе
За то, что видел не однажды:
Ведь Бога в трудностях, в борьбе
Там призывал едва ль не каждый.
Стоишь пред чудом, не дыша…
Стихает шум, умолкли речи…
Здесь с Богом встретилась душа,
И ты – свидетель этой встречи…
Протоиерей Андрей Алексеев
P.S.
Уже покидая Японию, я попросил Марину Носкову предложить вниманию членов русской диаспоры в Токио познакомиться с главами «Дневника…». Для кого-то это оказалось близким, кому-то пришлось не по вкусу. Вместе с тем, общими были слова благодарности из уст живущих там наших соотечественников за то, что прочитанные рассуждения вызвали в их среде полемику, вновь поднявшую на повестку дня кем-то уже забытые «вечные вопросы». Среди прочих откликов я получил от одного из представителей православной общины Токио вот такое сообщение – фрагмент из дневников святителя Николая Японского, цитату, обращённую им к выпускникам токийской духовной семинарии. Хочу предложить её и вашему вниманию:
«Спаситель сказал Своим ученикам: “Вы – свет миру”. Эти слова звучат и вам в уши. Будьте же светом миру. Начну пояснение сего подобием. Представьте ясную лунную ночь; уже близок рассвет, все в доме встали, но при лунном свете могут ли хорошо работать? Нет; потому, во-первых, что далеко не видно, потому, во-вторых, что неясно видно, потому, в-третьих, что обманчиво видно. Это подобие нынешнего состояния Японии. Здесь широко разлит лунный свет – свет разных наук, и все уже встали: Япония покрыта школами. Но еще солнце не взошло, и потому: что мы видим?
Во-первых, никто не думает дальше сего мира. Высшие ученые авторитеты Японии объявили человека потомком обезьяны, душу человеческую – уничтожимою вместе с телом, личного Бога – не существующим, и взоры всех затуманены этим мрачным учением. Не печальное ли состояние? Все так и идут в тот мир слепцами, навсегда лишенными возможности зреть Бога и все красоты невидимого мира, как слепорожденные никогда не видят солнца. Самые лучшие люди Японии нисколько не заботятся о вечной участи своей души, а ограничены исключительно заботами о нуждах жизни сей, как будто и подлинные потомки животных. Не ужасно ли? Представьте, что при выходе из сего дома налево – тигр или яма; не возьмете ли вы предосторожность уберечься от них? А при выходе из сей жизни или ад, или рай, и никто здесь не думает брать предосторожность, чтобы не попасть в первый, чрез что прямо и попадает в него. Осветите Светом Христовым, который зажжен в ваших душах, дальний горизонт для ваших соотечественников.
Во-вторых, свет наук, как лунный, неясно показывает предметы. Довольно в доказательство сего указать на недавний печальный факт, как один студент, старавшийся из философии понять, что такое человек, что такое Вселенная, и не нашедши разгадки мировых тайн и проблем в ней, с отчаяния бросился в водопад, чтоб погибнуть. После него семь других молодых людей сделали то же; сколько еще последует за ними, неизвестно. Всё это лучшие молодые силы Японии. Из-за чего они гибнут? Именно из-за того, что свет солнца не воссиял для них. Мы знаем, что целая вечность пред нами для изучения тайн Божией Премудрости и что самая вечность мала для исчерпания сих тайн, что в открытии нам Божиих истин будет источник вечных райских наслаждений. А они ложкой хотели зачерпнуть безбрежный океан и умерли с отчаяния, что не удается это. Много ли нужно для вразумления сих несчастных? Объяснение начал Христова учения, сделанное с внушающею любовию, так чтобы проникло в их души сквозь лунный туман. Будьте же такими объяснителями, проникнитесь любовию к вашим братьям и спасайте их от бездны.
Еще лунный свет наук представляет предметы обманчиво, вместо действительных предметов – призраки, привидения. Не так ли все в Японии погружены ныне в материальный мир и его одного считают действительностью, тогда как он приходит и исчезает для каждого из нас, как призрак… Ваше дело – при Свете Христове представлять людям настоящую цену всего видимого и материального и бесконечное преимущество пред всем этим духовного, нематериального… Будьте же светильниками для ваших братий, еще сидящих в сени смертной! Старайтесь, чтобы в вас самих свет не погас, а возгорался более и более. “Не угашайте духа”. Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих…».
P.P.S.
В последние дни, собираясь с мыслями и чувствами, чтобы написать этот эпилог, со многими из вас я делился в рассылке фрагментами рассуждений преподобного аввы Дорофея «О созидании и совершении душевного дома добродетелей». И финальную точку я хотел бы поставить обращением к этому тексту. Небольшую часть его предлагаю вашему вниманию ниже, а целиком с ним можно познакомиться по этой ссылке.
Преподобный авва Дорофей. О созидании и совершении душевного дома добродетелей
Писание говорит здесь не о чувственных жилищах, но о доме душевном, который созидает себе человек соблюдением заповедей Божиих. Писание научает нас сим, что страх Божий побуждает душу к хранению заповедей, и посредством заповедей созидается дом душевный. Будем и мы, братия, внимательны к самим себе, убоимся и мы Бога, и созиждем себе домы, чтобы найти защиту во время зимы, во время дождей, молний и громов, потому что великое бедствие терпит зимою не имеющий дома. Как же созидается дом душевный? Из постройки чувственного дома можем в точности научиться сему делу. Ибо кто хочет построить такой дом, тот должен отвсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стены, а не об одной только стороне заботиться, другие же оставить в небрежении; потому что иначе он не получит никакой пользы, но понапрасну утратит всё: намерение и издержки, и труд. Так бывает и относительно души: ибо человек, желающий создать душевный дом, не должен нерадеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить оное...