Начиная рассказ о сегодняшнем дне, позвольте поинтересоваться у вас, дорогие друзья: а как вы выходите из дома? Я имею в виду, с какой молитвой? Вы не подумайте, я не хочу никого из вас задеть или обидеть, но поверьте мне: очень важно, чтобы была эта молитва перед тем, как вы покинете, полагаю, освящённые пределы вашего жилища. Ведь если мы хотим, чтобы Господь вёл нас по жизни, мы должны помнить о необходимости призывать Божественную благодать Духа Святого, и делать это нужно регулярно. Я уже как-то делился на страницах предыдущих томов «Дневника…» тем, что всякий раз, выходя из дома, читаю молитву святых Оптинских старцев. Она содержит замечательные слова и может стать для каждого человека надёжным провожатым в большой мир, с наставлением и благословением Божиим на это путешествие. В фотоприложении к этому дню вы можете скачать табличку с текстом этой молитвы – при желании её можно распечатать и повесить на дверь или на стену возле выхода из квартиры. Ну, а в конце я добавляю: «Благослови, Господи, вхождение и исхождение мое, от ныне и до века. Аминь», при этом благословляя свой путь. Искренне рекомендую каждому. А впрочем – это на ваше усмотрение.
Сегодня утром в 8:00 нас ждала машина, чтобы отвезти в то место, где должны были состояться соревнования по академической гребле. Вообще, наград в этом виде у нас не было давно – очень и очень давно, понимаете? А тут ещё и просьба от спортсменов прийти, чтобы их поддержать, и наше замечательное общение с Настенькой Лебедевой, сложившееся в первые дни Олимпийских игр, – в общем, всё подошло одно к одному, и мы с Нелли отправились, подобно старику из сказки Александра Сергеевича Пушкина, к самому синему морю. День был ветреным, тёмные тучи набегали одна за другой, предвещая вероятность скорого дождя, а потом сквозь них вдруг пробивалось солнце и заливало всё вокруг такой горячей волной, что насчёт перспективы дождя начинали возникать сомнения.
Мы добрались к месту проведения соревнований довольно быстро. Дорога была для нас новой и очень красивой: перед нами расстилалась бескрайняя водная гладь залива, соединяющегося с Тихим океаном…
И вот мы на месте, и удивляемся тому, что с первых минут сразу привлекает наше внимание. Речь идёт о зрителях, находившихся на трибунах. Во-первых, их было много – очень много! Но всё это были спортсмены, тренеры, врачи и обслуживающий персонал, то есть люди, имеющие непосредственное отношение к этому виду спорта. Какая же колоритная это была атмосфера! Мужчины и женщины, молодые и не очень, греки и хорваты, датчане и немцы, британцы и русские, румыны и поляки, и ещё, и ещё, и ещё… И вот весь этот котёл кипел, бурлил, обменивался словами, выражал свои чувства – то сдержанно, то эмоционально, напоминая улей в разгар трудового дня. При этом во всех присутствующих чувствовался серьёзный настрой: все ждали своих и готовились явить активную поддержку и сопереживание. И это было здорово, это был такой глоток единства, такая партитура радости и такое приподнятое настроение, когда ты предчувствуешь возможность добиться желаемой победы. Здесь свои разговоры, свои шутки, свой удивительный мир, нахождение в котором, поверьте, впечатляет.
Но – внимание! Начинаются заплывы – и вот все уже собраны, сосредоточены, даже в тот момент, когда кричат, поддерживая своих соотечественников. Старт – и лодки несутся по воде, и поёт волна, и светит солнце, и дует ветер, и каждая команда желает победить. И всё это собрание людей волнуется, переживает, кричит, смеётся, плачет – живёт. «Ну, ещё немного! Ну, давай, ну, постарайся!». А я читал акафист святителю Николаю Чудотворцу и звал его в помощь.
Наши спортсменки, выступавшие первыми, показали хороший результат, но медалей не завоевали. А вот Василиса Степанова и Елена Орябинская стали серебряными призёрами! Здорово! Прекрасно! Великолепно! Мы так давно ничего не завоёвывали в этом виде спорта, и вот – наконец-таки! Я и Нелли также радуемся нашей победе и, прощаясь с теми, кто ещё остаётся в этой самобытной обстановке, в этой вдохновляющей атмосфере большого праздника, уходим под общее российское ликование. И действительно – все несказанно рады, ибо в этом нашем сосуде давно всё было очень скудно. А теперь он до краёв наполнен радостью! И, будем надеяться, не в последний раз наши спортсмены стоят на почётном пьедестале.
…Дорога в олимпийскую деревню, традиционные проверки, «отречение от диавола» и «плевание в нечистую силу», а потом – молебен с призыванием Господа в помощь, потому что соревнований сегодня немало. И как же было отрадно от того, что через небольшое время раздался стук и в часовню вошли три девушки – Анастасия Лебедева, Василиса Степанова и Елена Орябинская. У двух последних на груди были серебряные медали, а в руках у одной – букетик цветов. Оказывается, они не стали даже заходить ни в столовую, хотя есть им хотелось, ни в свои комнаты, чтобы немного отдохнуть, – они торопились к Богу, чтобы поблагодарить Его за награду. Такие открытые, искренние, сильные женщины, ставящие перед собой самые высокие задачи и стремящиеся их решить!
И вот благодарственный молебен завершён. В этот момент в часовню зашла Сонечка Позднякова – заглянула ненадолго помолиться, а ещё – собрать огарки от свечей. Ведь это же должен кто-то делать – вот Соня за этим и следит, как алтарница олимпийской часовни. А я предложил всем собравшимся посмотреть видеоролик о строительстве нашего будущего собора и храмового комплекса. После просмотра мы порассуждали о том, что это действительно важно – чтобы спортсмены имели место, куда можно прийти помолиться, где их будут ждать, где с ними будут говорить на их языке, где вместе с ними будут переживать самые радостные и самые трудные моменты испытаний, столь необходимых для совершенствования человека.
После ухода девушек я заглянул перекусить в столовую, а дальше собирался отправиться на соревнования по пляжному волейболу, где наша команда должна была играть со сборной Латвии. Перед выездом ко мне подошла Нелли и сказала, что в этот раз меня будет сопровождать волонтёр Марина Носкова – гид и экскурсовод, уже двадцать лет живущая в Токио, а сейчас сотрудничающая с нашим Олимпийским комитетом, а возить нас будет некий японец, выразивший готовность помочь нам с передвижением по городу и любезно предоставивший для этого собственный автомобиль. Я, конечно, согласился, и вскоре мы выехали на соревнования.
Нас с водителем представили друг другу; имя его было Танака Такеюки, и он сразу производил впечатление человека сообразительного, думающего и необычного. Однако, будучи вынужден решать по ходу движения ряд важных задач, которых у меня за этот день накопилось немало, я пока не имел возможности посвятить ему достаточно внимания. Разговор получался довольно отрывочным, но рассуждения Танаки вызывали у меня всё больший интерес, тем более, что, как оказалось, он мог изъясняться на довольно слабом, ломаном, но всё же русском языке. Но наше полноценное общение было ещё впереди…
А в матче по пляжному волейболу наши ребята, к сожалению, уступили… Мы созвонились с Вячеславом Красильниковым, чтобы по-братски обсудить произошедшее, и сошлись на мысли, что команда просто отдала победу сопернику. Причина нам с ним была понятна, однако о ней я умолчу: это тема не для публичного обсуждения. Слава Богу, что впереди есть ещё игры, но ребятам предстоит потрудиться, чтобы выйти из группы и побороться за награды.
Мы же с моими спутниками поторопились на гандбол, где наконец-таки после двух осечек наши девчонки смогли победить сборную Венгрии. Что ж, теперь впереди – Франция и Испания, а пока по завершении этого напряжённого поединка журналисты со всех сторон обступили экс-тренера нашей сборной Евгения Васильевича Трефилова. Его ответы на вопросы были живыми, меткими, не без юмора, и порой вызывали у корреспондентов дружный смех. Но всё было по делу, грамотно и обстоятельно.
Мы с Евгением Васильевичем обнялись, как старые знакомые, обменялись добрыми шутками, сделали фотографию на память, и я поторопился уйти, потому что было ещё одно место, куда мне сегодня очень хотелось попасть – точнее, хотя бы проехать мимо, поскольку внутрь зайти не позволяют нынешние правила. Место это – собор Воскресения Христова, или, как его здесь называют, храм «Николай-До», построенный в конце XIX века святителем Николаем Японским и находящийся сравнительно недалеко от нашей гостиницы. Мне удалось получить согласование на это небольшое отклонение от маршрута, но с тем условием, что я не сделаю и шага из машины, а только посмотрю издалека. И вот мы уже возле храма! Так хотелось выйти, постоять, помолиться… Но я сдержал своё слово: встав на подножку автомобиля, я спел тропарь и стихиры Пасхи и величание святителю Николаю Японскому. Слава Богу за всё!
…День завершался, дела остались позади, и у нас появилась, наконец, возможность пообщаться с нашим провожатым. Выяснилось, что Танака Такеюки – очень известный в Японии человек. Он учёный и историк, у него своя политическая партия, и, представьте себе, он является потомком последнего самурая – того самого Сайго Такамори, о котором повествует фильм «Последний самурай». Беседовать с Танакой было очень интересно. При всей разности религиозных традиций, к которым мы принадлежим, культурного наследия и менталитетов, есть то, что в нас созвучно – а ведь на этом уже можно строить общение. Мой новый знакомый говорил о Японии: о её колониальном положении, об утрате традиций, о размывании границ, о формализме, о том, что молодёжь тупеет, что её жизнь направлена на получение удовольствий и комфорта. И о том, что предыдущий год обнажил и другие серьёзные противоречия…
– Понимаете, – сам и через переводчика Марину говорил мой собеседник, – Заморские друзья нас раскармливают, как бройлерного цыплёнка. Нас прогибают, унижают, ломают, над нами глумятся, в нас убивают нас самих – к сожалению, не без нашего участия. Из нас выкачивают, нас используют, а потом нас просто съедят. И, пребывая в иллюзии достатка и безопасности, мы оказываемся неприспособленными к жизни...
А я поделился тем, какое впечатление у меня сложилось за эти дни о японском народе – в плане общения, поведения и различных проявлений.
– Да, эти люди отдают себя иной концепции жизни. Традиционная Япония другая, а это – искусственная культура, прививаемая нам извне с целью опрофанить нас, подрубить нам корни и взять нас голыми руками, что уже во многом и происходит. И, увы, люди сами готовы отдавать себя в рабство этой силе, не любящей и боящейся нас настоящих.
Мой собеседник говорил вдохновенно, пребывая в состоянии патриотического подъёма. Оказалось, что у него есть живые связи с Россией: его предки до революции какое-то время жили в Российской Империи, а сам он сотрудничает с Институтом Востоковедения в Москве (вот откуда русский язык!). Танака имеет большое уважение к нашей стране и перспективу возрождения Японии видит именно во взаимодействии с Россией, народ которой, несмотря на все испытания, сохраняет нравственные идеалы и традиционные ценности. Мне тоже было что сказать моему собеседнику. Я поделился с ним соображениями, представленными в моей диссертации по истории на тему «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX века». В параграфе, посвящённом влиянию на народное сознание идей технического прогресса, мною рассмотрена самая печальная перспектива для адептов этого направления мысли, вдохновленного самим диаволом. Я приведу вам небольшие высказывания тех авторов, которых цитирую и в своей работе:
В своей книге «Смысл истории» в главе «Вхождение машины» Н.А. Бердяев писал: «Машина не только по видимости покоряет человеку природные стихии, она не только в чём-то освобождает, но и по-новому порабощает его. Новейшие изобретения, как отмечал прп. Варсонофий Оптинский, имея как бы добрые стороны, всегда оказываются вредными более, нежели полезными».
А И.А. Ильин рассуждал так: «Весь кризис, переживаемый ныне Россией и миром, есть кризис по существу своему духовный. В основе его оскудение религиозности, то есть целостной, жизненно-смертной преданности Богу и Божьему делу на земле. Отсюда возникает всё остальное: измельчание духовного характера, утрата духовного измерения жизни, измеление и прозаизация человеческого бытия, торжество пошлости в культуре, отмирание рыцарственности и вырождение гражданственности».
С горечью наблюдая за деградацией своего народа, Танака Такеюки пытается что-то делать. И хотя, подчеркну ещё раз, есть в японской культуре то, что нам совсем не близко с точки зрения христианства, но всё же в кодексе чести самураев «Бусидо» есть и такие положения, на которых мы можем и должны выстраивать наши отношения: жертвенность, ответственность, требовательность к себе, стремление к красоте и гармонии, готовность отдать жизнь ради высоких целей. И если с помощью Божией стараться направлять эти стремления в нужное русло, они могут принести много пользы.
Знаете, когда-то к иеромонаху Николаю (Касаткину), будущему святителю Николаю Японскому, пришёл самурай по имени Такума Савабэ. Движимый ненавистью, он хотел убить проповедника Божиего слова, но, послушав его и проникнувшись высотой христианского учения, он стал учеником святителя, принял впоследствии священный сан и сам вошёл в историю Православной Церкви как просветитель своего народа (чтобы немного, хотя бы вскользь познакомиться с традициями и кодексом самураев и представить себе, что это такое, предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет «Путь самурая»).
…Наверное, мы с Танакой могли бы проговорить всю ночь и даже больше, хотя наш диалог и так продолжался довольно долго, даже когда мы уже подъехали к гостинице, куда меня любезно довёз мой собеседник. Но – пора было расставаться. На прощание мы обнялись и не один раз пожали друг другу руки, не боясь «тактильных отношений». Поклонившись, Танака сказал, что для него большая честь послужить мне, а я в свою очередь отметил, что для меня было огромной честью познакомиться с ним, а также большой радостью – узнать о настоящей Японии. Мы оба выразили надежду увидеться ещё хотя бы раз в оставшиеся до окончания игр дни, и я уже приготовил подарки моему спутнику, которые надеюсь непременно ему вручить.
Листая в памяти события, связанные с этим знакомством, я поражаюсь, как же удивительно оказалось оно сотканным из того, что кто-то назовёт случайностями! Представьте себе: почтенный и уважаемый человек, которого знает вся Япония, который живёт за городом и работает там же, сегодня «случайно» приезжает в Токио на приём к доктору. «Случайно» меня сегодня сопровождает гид-волонтёр Марина, хорошо знакомая с Танакой. Ей «случайно» приходит мысль познакомить нас; она звонит ему и предлагает организовать эту встречу, а он тут же соглашается и предлагает свои услуги в качестве водителя, а свой автомобиль Мерседес – в качестве транспортного средства. Ну, и затем она получает согласование руководства ОКР и улаживает все формальности.
Удивительно! Конечно, наша встреча не состоялась бы без Промысла Божия, и я не могу не размышлять о том, для чего она дана каждому из нас и каким может быть её продолжение… Благодаря ей я сегодня открыл для себя другую Японию. Повторюсь, что, при всём несовпадении религиозных взглядов, мы имеем те точки соприкосновения, где можем объединить свои усилия в решении совместных задач, в том числе касающихся отстаивания своей национальной идентичности и поиска механизмов, позволяющих вести общество к благим переменам путём высоких нравственных идеалов. А иначе оно – японское ли, русское ли или какое-то иное – будет обречено на смерть и лишено спасения в вечности, обесценивая тем самым великий дар Божий – жизнь, главная цель которой – преображение человека через добровольное и свободное следование воле Божией путём исполнения Его заповедей.
Что ж – дай Бог нам с Танакой встретиться снова!
…А спортивный урожай этого дня получился таким: золотую медаль завоевала наша женская команда рапиристок: Инна Дериглазова, Лариса Коробейникова, Ангелина Загидуллина, Марта Мартьянова; первую за 17 лет медаль в академической гребле получили наши серебряные призёры Василиса Степанова и Елена Орябинская; бронзовые медали выиграли Ангелина Мельникова в спортивной гимнастике (индивидуальное многоборье), Климент Колесников в плавании на дистанции 100 метров вольным стилем и Нияз Ильясов в дзюдо.
Слава Тебе, Господи, за ещё один прожитый удивительный день!
Быть или не быть
(частное мнение путешественника)
Затихают вечерние звуки,
Угасает токийское солнце...
Все в муку перемелются муки,
Только жалко несчастных японцев.
Триумф в технике – рабство прогрессу,
Веры нет, и в душе оскуденье.
Что в финале такого процесса?
Механическое поведенье...
И до боли за братьев обидно,
И от дьявольской лжи неприятно.
Если к Небу движенья не видно,
Чем закончится, тоже понятно...
Дай нам, Господи, видя всё это,
Избегая греха осужденья,
Дерзновенно идти к Царству Света,
Со Христом обретая спасенье!
Протоиерей Андрей Алексеев
29 июля 2021 года, Токио
Подробнее со спортивными итогами дня можно ознакомиться в приложении от Олимпийского комитета России:
Общий командный зачёт на 29.07.2021
Распределение I-III мест в разных видах спорта на 29.07.2021
Распределение I-III мест по дням на 29.07.2021
Распределение медалей по видам спорта и странам на 29.07.2021
Распределение медалей по странам и видам спорта на 29.07.2021
Результаты по медалям (Россия) на 29.07.2021
Список всех российских спортсменов-медалистов на 29.07.2021
Программа соревнований с участием российских спортсменов на 30.07.2021