Архангел Михаил

Священное Писание учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными и добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «Ангел» в переводе с греческого языка значит «вестник»: через Ангелов Бог нередко сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире и в чем заключается их деятельность – мы об этом почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять это не в состоянии. Ангелы пребывают в условиях, совершенно отличных от наших, материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание.

Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами. Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Имя Михаил на еврейском языке значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8:16, 9:21; Лк. 1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12:15). Отсюда возникло мнение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых и является Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. С этим представлением связано церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь.

Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился также пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства – Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав. 5:13; Дан. 10, 12:1; Иуд. 9; Откр. 12:7-9; Лк. 10:18).

В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником и других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33:9, 14, 26-28; 4 Цар. 19:35).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или с копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т.е. совокупности) Святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом – (8) 21 ноября.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Класс годовщины: