Протоиерей Андрей Алексеев. Открытое письмо в день 102-й годовщины Октябрьского государственного переворота

Дорогие друзья!

Сегодня 7 ноября – день, с которым в исторической памяти нашего народа связано событие, произошедшее в октябре (по новому стилю – в ноябре) 1917 года и не только ставшее одним из крупнейших потрясений XX века в России, но и повлиявшее на дальнейший ход всемирной истории. В результате вооружённого восстания было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство новое, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики и левые эсеры.

Что стоит за этими словами из школьных учебников, энциклопедий и газетных статей? За ними – великая трагедия русского народа, утратившего правильные духовные ориентиры. Ведь без верного религиозного осмысления невозможно понять причины, ввергнувшие людей в состояние одержимости ветром мнимой свободы и ненависти друг к другу, заставлявшей сметать на своём пути и веру, и надежду, и любовь. Ведь священные понятия утрачивают свой глубокий смысл для человека не в одночасье – остывание происходит постепенно, и в основе его всегда лежит утрата нравственных идеалов, ослабление религиозного горения и, как следствие, духовная слепота, когда лукавство и обман диавола уже не воспринимаются ложью. И тогда вчерашние священные понятия – Церковь, Отечество, монархия, семья, долг, честь – свергаются с пьедестала сердца, и душа человека ввергается в хаос. Тогда на смену одним идеалам приходят другие. А когда проливается кровь и на алтарь революции полагаются многомилионные жертвы, тогда опьянённая совесть сжигается и плавится в ужасном кровавом бунте, в котором человек в конце концов убивает самого себя.

Но – проходит время, и сегодня нам важно не только обозначить проблемы, но и найти в себе внутренние силы правильно пережить последствия этой трагедии нашего великого народа, в истории которого были разные страницы. Но важно помнить, что всё это – наша беда и результат наших болезней, врачевание которых порою даётся Богом через боль и скорбь, переживаемые тяжело, но приводящие к очищению, покаянию и возвращению душ к своему Небесному Отцу, к духовным истокам, к нравственным родникам. Ведь нам нынешним, живущим в новой России, важно сделать правильные выводы для того, чтобы учиться не повторять ошибок прошлого и с Божией помощью, с Ним, с Господом, строить новое будущее…

Протоиерей Андрей Алексеев

P.S.

Один из наших прихожан переслал мне сегодня ролик с песней, которую я помню с детства. Она мощно звучала с экранов телевизоров и из динамиков репродукторов в разных концах большой Страны Советов. Да, Александра Пахмутова – выдающийся композитор, и равнодушным её музыка не оставляет никого. Однако как священник и как историк, занимаясь изучением причин революции, я хотел бы предложить вниманию всех, кто неравнодушен к страницам прошлого, поразмышлять о духовно-нравственном состоянии русского общества конца XIX – начала XX веков. Именно этой теме была посвящена моя диссертация, ссылку на текст которой вы можете найти в конце этого материала.

А ещё в качестве приложения к этой работе я хотел бы присоединить тексты телеграмм и цитаты одного из главных идеологов того страшного события (также доступно по ссылке ниже). Ведь рассуждения Владимира Ильича Ульянова-Ленина, его откровенность, цели и задачи питали всех, кто в те годы, искренне заблуждаясь, верили идеалам революции и отдавали служению ей свои силы, а порой и свою жизнь, пели революционные песни, состояли в различных организациях соответствующего толка… Но теперь, спустя годы, мы должны постараться отыскать правду и прийти к верному пониманию тех страшных лет, чтобы сделать верные выводы, извлечь для себя уроки и учиться строить свою жизнь в соответствии с евангельскими идеалами единства и любви к ближнему, составлявшими внутреннюю силу нашего народа в самые различные периоды его истории…

Монография «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков»

Цитаты из сочинений и телеграмм В.И. Ульянова-Ленина

Литвин А. Л. «Красный и Белый террор в России в 1917-1922 годах»

«…Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом „зелёных“ (мы потом на них свалим) пройдём на 10—20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного…».

24–27 декабря 1917 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. – Из работы «Как организовать соревнование?»

«Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом – поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…».

3 июня 1918 г. Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Ленинское рукописное распоряжение председателю Бакинской ЧК С. Тер-Габриэляну

«…Можете ли вы еще передать Теру, чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку».

9 августа 1918 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143–144.

«Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».

Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.

«Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам. Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать. Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц. Опубликовать их имена. Отнять у них весь хлеб. Назначить заложников — согласно вчерашней телеграмме. Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков. Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин».

22 августа 1918 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165.

«Саратов, (уполномоченному Наркомпрода) Пайкесу. …советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».

10 сентября 1918 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.50. С. 178.

«Свияжск, Троцкому. Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…».

Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996, С. 56.

«Всех, проживающих на территории РСФСР иностранных поданных из рядов буржуазии тех государств, которые ведут против нас враждебные и военные действия, в возрасте от 17 до 55 лет заключить в концентрационные лагеря…».

19 ноября 1919 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315.

«…крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» – так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление».

Ленин, 26 августа 1921 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 53. С. 142.

«Т. Луначарскому … Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».

19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190-193.

«… я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий… Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Ленин, август 1920 г. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

«…Принять военные меры, т.е. постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу на 1 версту и повесить там 100-1000 их чиновников и богачей)».

17 мая 1922 г. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 190.

«…Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас».