Святой апостол Иаков, брат Господень

Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии он называется братом Господним. По преданию, он сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, а затем с ними же вернулся в Иудею.

Согласно преданию же, Господь Иисус Христос явился Иакову после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян. 15). Это обстоятельство имеет особенно важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра как главу Церкви, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Апостол Иаков вёл подвижническую жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил только простую льняную одежду. Молясь о своем народе, он так часто простирался на землю в поклонах, что кожа на его коленях огрубела. Служение апостола Иакова проходило среди множества самых ярых врагов христианства, но он всегда действовал так благоразумно и справедливо, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли праведником и опорой народа.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то собравшиеся на встречу с ним пресвитеры так говорили об успехах христианской проповеди среди евреев: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21, 20).

Действительно, многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника. Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма и после нескольких льстивых слов вопросили:

– Что скажешь нам о Распятом?

– Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на Небесах одесную Всевышней Силы и снова придет на облаках небесных.

В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков смог еще подняться на колени и воззвал:

– Господи, прости их! Они не ведают, что творят.

– Побьем его камнями, – закричали его враги.

Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их:

– Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится.

Но в эту минуту некий изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним в тот день было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, и за убиение праведного Иакова.

Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание. Главная его цель – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые им предстояли, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, мертва и не приводит ко спасению.

Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной Литургии, ставшего основой Литургий, составленных позже святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Класс годовщины: