Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. 25 ноября 2018 г. (Литургия)

Дата: 
25 ноября 2018, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 10:25-37
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Есть интересная особенность, дорогие братья и сестры, в том значимом для человека-христианина назидании церковным уставом, которое сопровождает его в течение всего года. Заметьте, у каждого из нас в нашей жизни есть различные правила. Есть они в семье, есть они на производстве, в каких-то организациях, которые нередко чтут свои традиции. И чем более значимая и солидная организация, тем эти традиции и правила могут быть более основательными, серьезными и требующими к себе внимания – или же поверхностными, но не всегда. Есть и переживания, и чаяния, и вклады, которые были внесены когда-то в прежние годы в те или иные структуры, и люди, которые сегодня эти традиции чтут, стараются с особым вниманием их передавать своим помощникам, сотрудникам или чадам. Не всегда это бывает, конечно, глубоко, но нередко это бывает основательно и серьезно.

Вот и церковная традиция, поскольку имеет непосредственное отношение к источнику жизни, к Богу, несет в себе те правила, те слова, те особенности службы, которые встраивают человека в порядок и ритм неземной жизни. Вот почему непросто и порой даже сложно бывает участие в Богослужении – потому что человек раздроблен и у него всё восприятие этой жизни очень фрагментарное и нечеткое: от суетности и от того, во что он ежедневно погружается. И войти в церковную жизнь в одночасье ему сложно, а если он еще к тому же приведен в Божий храм насильно, емы становится очень тяжело. Да, мы призываем наших детей в храм, и это правильно; мы объясняем им значение и важность этого прихода, это верно. Но, вместе с тем, мы должны рассказывать им о важности для каждого человека войти вот в эти уставные, данные от Господа правила, через которые человек получает очень многое и внутренне, и внешне.

Сегодня в очередной раз в течение церковного года мы с вами слышали рассказ. Это притча о добром самарянине – о человеке, оказавшем милость тому, кто попал в беду. Есть внешняя канва этого события: мимо избитого разбойниками лежащего человека шли трое: священник, прислуживающий в храме левит и самарянин – тот, кого считали изгоем общества, недостойным внимания иудеев, и с кем не принято было общаться. И только этот последний оказывает милость: тратит свои силы, время, средства, вкладывает свое сердце и спасает от смерти истекающего кровью человека, привозя его в гостиницу и отдавая за него свои деньги. Ещё он обещает приумножить эту сумму, если оставленного не хватит на содержание и на лечение несчастного человека.

Вот так, из года в год, Церковь неоднократно предлагает людям войти в понимание этой притчи. Зачем с такой частотой? И, более того, в течение года неоднократно повторяется и эта притча, и некоторые другие. Есть такое понятие в духовной жизни: плавание умом в Священном Писании. Вы знаете, когда наблюдаешь за спортсменами, то обращаешь внимание в частности на красоту и отточенность действий, которые совершает человек в течение определенных моментов своей жизни. Эти действия могут отвлекать кого-то, если совершаются не вовремя, но могут и сподвигать кого-то собраться, если выполняются с определенной последовательностью. Я обращал внимание, как красиво можно плыть по поверхности воды. Это целое мастерство. И, как в каждом виде спорта, здесь есть свои правила. А вот плыть умом по Священному Писанию – это тоже мастерство, которым невозможно овладеть без практики. И вот для того, чтобы человек научился плавать – более того, красиво плыть, умело рассекать эту духовную водную гладь, но не руками, а душой и умом, ему предлагается войти в смысл и понимание прочитываемого. И постепенно, раз за разом, входя в эту незримую духовную гладь, наполниться Божьим словом – для того, чтобы учиться и получать от него силы. Заметьте: бывает, человек куда-то бежит, торопится и просто не видит, не замечает того, что происходит вокруг. Вот так же может быть и с Божьим словом. Второпях можно не заметить самого главного, не найти смысла, не получить пользы для себя, потому что был невнимателен и сердцем не укреплён. А в результате человек не получает того важного и значимого, без чего жизнь опресняется.

Рассказ об этом человеке, оказавшем милость страждущему, очень глубокий. Речь идет о милосердии, а вместе с тем о том, насколько можно быть невнимательным, даже находясь в сакральном пространстве. Ведь священник и левит – это два священнослужителя, которые только что молились. Казалось бы, они должны были войти в состоянии благосклонности, мира, тишины, готовности помогать, жертвовать собою, потратить силы и средства. Но один вообще не заметил несчастного, а другой сделал вид, что не заметил. И оба прошли мимо. А вместе с тем тот, кого они не воспринимали должным образом за человека, не просто оказывает содействие, а совершает подвиг, спасая человеческую жизнь.

Наши тайные порывы сердца, наши искренние или неискренние проявления Господь видит: Он читает наше сердце, как книгу, замечает, чем мы мотивированы, зачем совершили то или иное действие и различные поступки. Но вот наша с Ним связь может не наступить или прерваться, если мы по беспечности своей не учимся в этом церковном уставе найти для себя важные стороны постепенного возрастания в вере. Поэтому так важно изучать Богослужение, понуждать себя вчитываться в священные тексты, внимательно вслушиваться в течение службы, открывать дома и слушать в храме Божье слово для того, чтобы войти в живое, духовное общение с Богом, которое предполагает, что человек будет иметь решимость и стремление к тому, чтобы постичь эту науку.

Мы нередко обращаем внимание на то, как на асфальте, по которому едут наши машины, проходят глубокие полосы. Обычно после того, как они появляются, покрытие меняют, кладут новый асфальт, потому что колея накатывается, и если попасть в неё, особенно в непогоду, то можно повредить машину и попасть в неприятность. Но в духовной жизни такая колея постепенно накатывается для того, чтобы человек не выходил за пределы понимания своих стремлений, поступков и их последствий, от которых зависит будущая жизнь человека. Потому что он должен постепенно научиться поступать правильно всегда. Конечно, это происходит не быстро и не у всех. Но стремления, задачу, цель для себя поставить должен каждый человек. Ежедневно изучать Божье слово, регулярно погружаться в него умом и сердцем, готовясь к тому, что когда-то нам, если Господь даст, предстоит войти в состояние бесконечного Богослужения. Если к этому не привыкнуть здесь, в земной жизни, если себя к этому не приучить с помощью Божьей, то там это будет невыносимо тяжко, трудно для человека. Он не сможет находиться в этом пространстве и будет страдать и мучиться от того, что не вмещает этой Божьей правды и благодати.

Будем внимательны, дорогие братья и сестры, к нашим сердечным порывам. Будем радеть о научении в Божьем слове, будем полагать его в наше сердце, чтобы оно не только обласкало наш слух, но и вошло в нашу душу. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев