Для каждого родителя важным предметом размышления и переживания является будущее его ребёнка. Все мы стараемся дать детям всё самое важное, самое лучшее – то, что поможет им вырасти сильными, добрыми, честными, умными и образованными людьми. Иными словами, мы всеми силами стремимся помочь им стать полноценно развитыми и нравственными личностями, и в этой связи одним из самых существенных является вопрос образования – как основного, так и дополнительного. Выбору школы и вуза традиционно отводится главное внимание, но нам в нашей рубрике хотелось бы поговорить о стоящем на второстепенных позициях дополнительном образовании: ведь именно эта сфера является основой деятельности нашего культурно-образовательного центра «Восход».
Дополнительное образование, хоть и называется дополнительным, на самом деле зачастую играет не меньшую роль в жизни ребёнка, а подчас и вовсе оказывает определяющее влияние на всю его судьбу. Действительно – вне зависимости от того, в какую школу пошёл ребёнок, перед каждым родителем однажды встаёт вопрос о том, в какой кружок, секцию или спортклуб записать своё чадо, как занять его свободное время с максимальной пользой для здоровья и всестороннего развития. И нередко случается так, что правильно подобранное детское увлечение, превратившись в хобби, остаётся с человеком и во взрослые годы, а порой и вовсе перерастает в дело всей его жизни.
В нашем культурно-образовательном центре действует множество направлений: это и школа искусств, объединяющая разные направления художественного и эстетического развития – вокально-хореографический ансамбль, игра на музыкальных инструментах, изобразительное искусство, скульптура, иконопись; и спортивная школа с занятиями по 26 видам спорта – футбол, рукопашный бой, фехтование, гимнастика, стрельба из лука и многое другое; и отделение церковного пения, и разнообразные кружки и секции… Каждое направление по-своему интересно и самобытно, каждый преподаватель и тренер – специалист своего дела, увлечённый и заслуженный человек, с радостью готовый делиться своими знаниями и умениями с учениками.
Что же выбрать? Как сориентироваться во всём этом многообразии?
Конечно, подбирать кружок желательно в соответствии со способностями, интересами и наклонностями чада, чтобы посещение занятий не превратилось для него в муку. Если ребёнок не может определиться со своими интересами (что тоже бывает), его можно привести на пробное занятие, где вы заодно сможете пообщаться с преподавателем и родителями учащихся и задать интересующие вас вопросы.
А для того, чтобы вы могли предварительно поближе познакомиться с нашими секциями, узнать о том, как проходят занятия и что говорят о них преподаватели и сами ребята, мы начинаем на нашем сайте специальную рубрику. Каждая публикация будет посвящена одному из направлений деятельности нашего культурно-образовательного центра «Восход», и начнём мы со спортивного комплекса.
Итак – день первый: Фехтование
Что же такое фехтование и чем оно полезно?
Фехтование – искусство владения боевым холодным оружием: шпагой, мечом, саблей, шашкой, рапирой, кинжалом и даже ножом. Но в современном обиходном сознании самое привычное оружие для фехтования – это, конечно, шпага.
История фехтования восходит к временам Античности: в Древней Греции фехтованием в обязательном порядке занимались дети граждан начиная с 5-летнего возраста, в Древнем Риме фехтование преподавалось новобранцам-легионерам и гладиаторам. Расцвет искусства фехтования приходится на рыцарскую эпоху Средних веков, и это неудивительно: в те суровые времена без войн и самообороны было не обойтись, и острая шпага или холодный меч нередко спасали жизни своих владельцев.
Шпага... Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа в мир надменных и вспыльчивых мушкетеров, так мастерски описанных в книгах Дюма.
Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании, где быстро распространилась на все рода войск, постепенно вытеснив меч. Вскоре произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием: её носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Для них ношение шпаги было привилегией: обычно студенты получали шпагу после окончания учебного заведения, но бывали и исключения – например, учащиеся Московского университета имели право носить это оружие уже с момента поступления.
В России шпагами пытались вооружить ещё стрелецкие полки – «элитные военные подразделения» своего времени, однако поначалу «иностранка» у нас не прижилась. Позднее уже Пётр I, последовательный реформатор, вооружил шпагами всю русскую пехоту, но спустя некоторое время основным оружием рядового состава стала полусабля: шпаги были оставлены только офицерскому корпусу. В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями, однако офицеры продолжают носить их в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров вне строя; кроме того, её носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.
С древнейших времен и до наших дней оружие – не только средство защиты и нападения, но и, пожалуй, главный символ доблести и мужества. Поэтому в ряду знаков отличия за ратные подвиги наградному оружию принадлежит одно из самых почётных мест. В Царской России наградное оружие всегда имело хороший клинок и часто украшалось драгоценными камнями, а потому всегда было желанной наградой. Пожалованные за особые заслуги богатая шпага, сабля, морской офицерский кортик для военных людей были не просто боевым предметом – они являлись как бы видимым воплощением чести и достоинства человека. Когда русского офицера хотели лишить чести, над головой у него ломали его шпагу, а побеждённый полководец при капитуляции обязан был вручить победителю свою саблю.
Впервые офицеров русской армии стал награждать холодным оружием Пётр Первый. Золотую шпагу с бриллиантами получил от императора генерал-адмирал граф Ф.М. Апраксин – за освобождение от шведов крепости Выборг. В 1774 году императрица Екатерина II ввела наградное «Золотое оружие» с надписью «За храбрость». Первым этой почётной награды удостоился генерал-фельдмаршал князь А.А. Прозоровский, а в 1778 году Екатерина II пожаловала шпагу генералу-фельдмаршалу светлейшему князю Г.А. Потёмкину за бои в Очаковском лимане. Сам генералиссимус князь А.В. Суворов имел две золотые шпаги, украшенные алмазами: первую он получил по случаю заключения мира между Россией и Оттоманской Портой, вторую – за победу на реке Рымник.
Особенно широкое распространение традиция жаловать наградное оружие получила в Отечественную войну 1812 года. Украшенные алмазами и бриллиантами шпаги и сабли получили генерал от инфантерии граф М.А. Милорадович, генерал от инфантерии граф П.П. Коновницын, генерал-лейтенант Н.В. Иловайский и многие другие герои, портреты которых украшают «Военную галерею 1812 года» в Эрмитаже. Обладателем, пожалуй, самой дорогой и красивой шпаги был генерал-фельдмаршал светлейший князь М.И. Кутузов: украшенная множеством алмазов и венками из изумрудов, она оценивалась в 25 125 рублей.
В годы Первой мировой войны холодным оружием были награждены тысячи солдат и офицеров. Среди награждённых были и полководцы, ставшие впоследствии вождями Белого движения.
Но – от дел давно минувших дней вернёмся к современности.
Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта. Конечно, спортивный бой на шпагах немало отличается от фехтовальных поединков прошлого, но, тем не менее, дух рыцарства и благородства живёт в нём и поныне. Из плюсов – спортивное фехтование безопасно и очень полезно для формирования личности ребёнка и поддержания хорошей физической формы. Во время занятий фехтованием происходит стремительное развитие координации даже у самых неловких людей, развиваются мышление и логика – не зря фехтование называют «шахматами в движении». Фехтование учит с минимальными энергетическими затратами побеждать противника, развивает ловкость, быстроту реакции, манёвренность, тактическое мышление и... интуицию! Нельзя также не отметить, что многие приёмы из фехтования используются в балете, причиной чему – грациозность движений человека во время поединков с холодным оружием.
В гостях на занятии по фехтованию
А теперь давайте вместе побываем на одном из уроков по фехтованию в нашем спортивном комплексе. Встречает нас тренер – Екатерина Викторовна Исакова, Чемпион России, мастер спорта по фехтованию на шпагах.
После краткой молитвы тренировка начинается с разогревающих упражнений: это необходимо для того, чтобы подготовить мышцы к более интенсивным нагрузкам. Дети – аудитория особая: чтобы добиться дисциплинированности и сподвигнуть юных подопечных выполнять непростые задания, сначала необходимо завоевать их расположение и «заразить» интересом к предмету. Это Екатерине Викторовне удаётся отлично – с каким вдохновением она проводит занятие, как легко и естественно «зажигает» любовью к этому спорту своих юных учеников!
После окончания разминки дети переодеваются в специальные костюмы, достают свои шпаги – и вот тут начинаются самые настоящие поединки: звон стали, эффектные выпады, эмоции, которые невозможно спрятать! Зрелище захватывающее, никого не оставляющее равнодушным: так и хочется, последовав примеру ребят, облачиться в белый костюм, надеть маску, взять в руки шпагу и вступить в ряды отважных «мушкетёров»!
Тренировка прошла на одном дыхании, и на лицах тренера и учеников читаются вдохновение и радость. Дадим им слово – пусть они сами расскажут нам о своих занятиях.
Интервью с тренером Е.В. Исаковой:
– Екатерина Викторовна, Вы мастер спорта, Чемпион России. Расскажите, почему Вы выбрали именно фехтование? С чего все началось? Был ли это Ваш осознанный выбор, или Вас в секцию привели родители?
– Нет, это был далеко не осознанный выбор, я даже сопротивлялась. Моя мама вообще очень любит спорт: она всегда смотрела все Олимпиады, интересовалась и теннисом, и гимнастикой, и вот однажды решила, что пора и меня записать в спортивную секцию. Рядом был физкультурно-оздоровительный комплекс. Можно было записаться, например, в бассейн или на аэробику, но мама предложила фехтование. Я даже не знала, что это такое! Поначалу скептически отнеслась, но, познакомившись и пообщавшись с тренером, решила прийти на первую тренировку. Во время общей физической подготовки ничего особенного не почувствовала, а вот когда мне дали в руки шпагу и у меня получилось выиграть на первом же занятии... после этого меня уже невозможно было вытащить из зала!
– Скажите, пожалуйста, кто был Вашим тренером и продолжаете ли Вы сейчас тренироваться и выступать?
– Сейчас меня тренирует Рустам Рафетович Каймалетдинов. На последнем Чемпионате России в апреле 2018 года я была в восьмерке сильнейших в личном первенстве, а наша команда в составе сборной Москвы заняла второе место. Я продолжаю заниматься, но сейчас мне больше интересен процесс тренировки детей.
– Какой самый яркий момент Вашей спортивной карьеры Вы можете сейчас припомнить? Возможно, очень обидный проигрыш или, наоборот, триумф?
– Я помню все свои неудачи. Особенно обидно, когда проигрываешь с одного укола. Конечно, проигрывать непросто, но я всегда чувствовала поддержку мамы. Нет ни одного спортсмена, который всегда бы выигрывал. Нельзя падать духом, жалеть себя: нужно уметь анализировать, чтобы впоследствии, исправляя допущенную ошибку, сделать этот проигрыш своим оружием. Победы, безусловно, тоже остаются в памяти. Я обладатель Кубка России 2009 года в личном первенстве – завоевать его было непросто. В спорте ты постоянно соревнуешься: сначала со своими товарищами в секции, потом выезжаешь на Московские соревнования, потом – на Российские разных уровней, потом – на Международные соревнования... и каждый раз нужно стремиться быть лучшим...
– Скажите, Вы хотели быть похожей на кого-то из чемпионов по фехтованию?
– Мне нравились некоторые фехтовальщики, но кумира никогда не было.
– А как Вы стали тренером? И почему тренируете именно здесь, при храме святого князя Димитрия Донского?
– До рождения второго ребенка я уже имела опыт работы тренером: довольно долго вела секцию фехтования в фитнес-клубе, но потом ушла, так как забеременела вновь. Когда младшей дочери исполнилось шесть месяцев, мне позвонили девочки, которые участвовали в Олимпиаде в Рио-де-Жанейро и уже были знакомы с протоиереем Андреем Алексеевым. Так и я познакомилась с батюшкой и вскоре получила предложение работать тренером при храме.
– У Вас двое детей. Как Вы думаете, они будут фехтовать?
– Попробуют – точно! Шпагу уже подержали! (смеётся) Ульяна в шесть месяцев ездила со мной на сборы на базу Олимпийской подготовки на озере Круглое. Есть фотография оттуда, где она со шпагой!
– Как Вы считаете, когда нужно начинать заниматься фехтованием? В каком возрасте?
– Нет однозначного ответа. Я пришла в спорт в 13 лет и до сих пор занимаюсь им профессионально, но сейчас все виды спорта «молодеют» и, конечно, в этом возрасте начинать уже поздно. Среди моих учеников есть группа, в которой занимаются 5-летние дети, и они уже понимают и любят фехтование, логически мыслят, а не просто машут оружием. Хотя оптимальный возраст, по моему мнению, это 9-10 лет.
– Хотите ли Вы воспитать Олимпийского чемпиона?
– Было бы неплохо! (смеётся) Самой стать Олимпийской чемпионкой не получилось, но хотелось бы передать свой энтузиазм ребятам!
Интервью с учащимися секции фехтования:
ВАРЯ
– Варя, скажи, пожалуйста, нравится ли тебе фехтовать? И как давно ты занимаешься этим видом спорта?
– Да, нравится. Занимаюсь давно. Уже год!
– А фехтовать тяжело?
– Да, после тренировок даже бегать не хочется.
– Говорят, что этот вид спорта развивает ум. Стала ли ты лучше учиться после того, как начала заниматься фехтованием?
– На физкультуре стало легче, и по математике пятёрки чаще...
РОМА
– Нравится ли тебе фехтовать?
– Очень!
– Ты сам захотел или родители тебе сказали заниматься фехтованием?
– Родители предложили мне разные виды спорта, а я выбрал.
– Шпага тяжёлая?
– Попробуйте. Тяжёлая!
– А с каким противником тебе интереснее вести бой? С тем, кто сильнее, или с более слабым?
– Со взрослыми.
– Обидно проигрывать?
– Нет. Можно же фехтовать ещё и ещё!
– У вас строгий тренер?
– У нас тренер самый хороший!
САША
– Тебе нравится фехтование?
– Нравится.
– Как давно ты им занимаешься?
– Второй год.
– Строгий ли у вас тренер?
– Хороший. Если делаешь что-то плохо – ругает, если получается – то хвалит. В общем, очень хороший.
– Стал ли ты лучше учиться после того, как начал фехтовать?
– Не знаю... У меня всегда были четвёрки и пятёрки... По физкультуре стало лучше, хотя и раньше было хорошо...
– Хочешь ли ты стать чемпионом, или это пока просто развлечение для тебя?
– Не знаю, я просто с детства хотел фехтовать, мне нравились мушкетеры с 5 лет. А когда пришёл сюда на занятия, мне костюм понравился очень. С космонавтом себя сравнивал!
– Страшно ли выходить на бой?
– Смотря с кем! У меня есть друг, ему уже 15. Он колет сильнее, мне бывает страшно.
– Больно, когда колют?
– Смотря как уколоть. Я всегда надеваю пластиковую защиту.
– Скажи, пожалуйста, а что это за провода подсоединены к шпаге?
– Эти провода подсоединяются к прибору, который при уколе передаёт сигнал на аппарат-коробку. И всегда можно понять, кто выиграл, а кто пропустил укол.
________________________________
* * *
Конечно, научиться фехтованию нелегко. Чтобы преуспеть в этом искусстве, необходимо быть наблюдательным, обладать сильной волей и упорством, уметь анализировать ситуацию и быстро принимать решения. Но занятия фехтованием воспитывают все эти качества, которые безусловно пригодятся ребятам не только в спорте, но и в разных обстоятельствах их последующей жизни.
Что ж, пожелаем Варе, Роме и Саше дальнейших успехов и спортивных побед, а Екатерине Викторовне – новых чемпионов! Ну, а нас с вами ждёт продолжение нашего путешествия по культурно-образовательному центру «Восход»: в следующий раз мы отправимся на секцию по футболу.
Узнать о расписании занятий по фехтованию можно по ссылке.
Запись в секцию фехтования по телефону: 8-926-560-52-07.