Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов

Из кратких жизнеописаний преподобного Космы известно, что он родился в Иерусалиме, родители его погибли, и около 676 года он сиротой был взят на воспитание и усыновлен богатым придворным халифа в Дамаске. Вельможа воспитывал его вместе со своим сыном Иоанном. Оба – и Иоанн, и Косма – получили образование у одного сицилийского монаха-грека, выкупленного из плена тем же вельможей. По свидетельству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского, этот воспитатель двух юношей, тоже Косма, знал грамматику и диалектику, философию и арифметику, а также астрономию, богословие и музыку. В Четиих Минеях имеется трогательный рассказ о том, как этот наставник двух будущих светильников Церкви стоял на торгу (так как его продавали как пленника) и горько плакал. Будучи вопрошен, он ответил, что плачет потому, что хотел бы иметь наследника, которому мог бы передать всё то, что изучил за всю свою жизнь. Старец не хотел умирать, не оставив последователей. После этой беседы плененный Косма был выкуплен у мусульман воеводою дамасским, отцом Иоанна, и приведен в дом, где его научению и были отданы отроки.

Все свои знания Косма-монах передал юным воспитанникам и, завершив их образование, удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом.

Иоанн и Косма – друзья и нареченные братья – жили в Дамаске, где Иоанн занимал высокий пост при дворе халифа. В 732 году, после несправедливого оклеветания Иоанна Дамаскина, братья удалились в ту же Лавру преподобного Саввы, где жил их наставник. Здесь Косма, побратим Дамаскина, разделял его ученые труды и составлял духовные песни. Несомненно, тот факт, что Косма-наставник, кроме богословия, философии и других наук, был знаком и с основами музыки, оказал значительное влияние на творчество двух духовных братьев как песнописцев, ибо ими в писании канонов использовались как шестистопный ямб, так и мерная проза.

В 743 году Косма был поставлен во епископа города Маиумы, или Констанции, находящегося в Палестине, близ Газы. В «Историческом учении об отцах Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского, мы находим указание, что преподобный Иоанн Дамаскин, посылая письмо преподобному Косме с приложением своего «Источника ведения», писал: «К пастырю преподобнейшему и богоугоднейшему отцу Косме, святейшему епископу Маиумскому, о Господе радоватися».

В жизнеописании Святителя имеются отчетливые указания на то, что это поставление его «первоседателем Иерусалимским» совершилось против его желания и воли. Оно разлучило его с любимым братом и другом Иоанном Дамаскиным; он должен был покинуть и Лавру преподобного Саввы, где они вместе предавались спасительным трудам творения канонов и других духовных песнопений.

Вместе с тем, преподобный Косма как христианин и инок принял свой жребий и мирно пас свое словесное стадо в Маиуме.

С. Булгаков, составитель «Месяцеслова и Триодиона Православной Церкви», ссылаясь на свидетельство Святой Церкви, говорит о нём как о «мудрости питателе, чистоты кормителе», «верных просветителе» и «благословнике известнейшем». Он, вторя сведениям, почерпнутым в церковной службе, пишет, что святитель Косма был «смиренномудр и кроток, тих же и доброглаголив, уветлив и незлобив, целомудрен и праведен, препрост и цел».

До последних дней жизни преподобного Иоанна Дамаскина преподобный Косма оставался его другом и сотаинником, убеждал Иоанна писать в защиту Православия против иконоборцев и сам писал послания. Преподобный Косма пережил своего друга и мирно скончался около 787 года, дожив до глубокой старости и оставив после себя множество написанных им канонов на праздничные дни и трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы.

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

Класс годовщины: