Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении (Литургия). 1 октября 2017 г.

Дата: 
1 октября 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 8:34 – 9:1
Мф. 15:21-28

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, дорогие братья и сёстры, мы с вами читали два евангельских отрывка, один из которых был посвящён несению креста – добровольному и свободному решению человека идти за Богом, его готовности пойти на неудобства, связанные с работой над собой. Это самая тяжёлая борьба и единственно правильный путь, потому что, находя в себе недостатки, каждый из нас может от них избавиться, но только с Божьей помощью и только живя по Его правилам, потому что наши правила несовершенны: мы не знаем, как правильно и как верно.

Второе евангельское чтение, рядовое, рассказывает о событии, которое в течение года вспоминается часто: это рассказ о женщине-хананеянке, которая не знала истинного Бога и была язычницей. Во время пришествия в мир Спасителя только один народ был просвещён светом истинной веры и только один народ знал истинного Бога – иудейский народ. Вместе с тем, как сказано у апостола Павла, «в каждом народе ищущий Бога и старающийся жить по Его воле, по совести, угоден и приятен Ему».

Нам повествуется о женщине, которая, не имея представления об Истине, являет пример веры. Часто бывает, когда, приходя к православию, усваивая некие внешние формы, человек не тренирует свою веру: он продолжает не бороться со сквернословием, с раздражением, не осуждает и не корит себя за это. Он не ставит перед собой задачу постепенного движения к преодолению недостатков, свойственных ему в его падшем состоянии. Можно прийти к тому, когда ты внешне, формально присутствуешь на службе, но при этом отсутствуешь в храме, приступаешь к таинствам, но не работаешь над собой и нисколько не двигаешься вперёд. Большой соблазн – прийти рассказать о том, что ты неправ, но при этом ничего в себе не менять.

Господь испытывает веру: женщина, шедшая за Ним, кричала о своей дочери, прося Бога о помощи, и была неотступна. Вчера мы общались с одной женщиной, которая пришла на собеседование перед крещением. Эта женщина имеет веру, но её вера слаба: она не готова Богу доверять. Знаете, бывает, стоит человек возле холодного водоёма, трогает воду – и хочется ему нырнуть, и холода боится. И с трудом, но заходит. Вот так и та женщина, рассуждавшая вчера о себе, о своём состоянии, о том, что она считает верным. Жена очень делового человека. Я поинтересовался у неё, приходилось ли им покупать квартиру, женщина ответила положительно. И тогда я поинтересовался у неё, сами ли они оформляли покупку или приглашали специально обученных людей.

– У нас был очень хороший опытный риелтор.
– А зачем Вы обратились к нему? Может быть, стоило самой попытаться?
– Батюшка, я боюсь ошибиться, я же не знаю всех тонкостей.
– Вот в вопросе о квартире Вы пригласили профессионала. Ваш супруг – деловой человек, и Вы решились даже переплатить, чтоб всё вышло наверняка. Почему же в вопросах религиозной жизни Вы так беспечны, доверяя себе самой? Вы знаете, как? Кто Вам сказал, где Вы учились, где практиковались в полученных теоретически знаниях? Как Вы поддерживаете этот профессионализм?.

Здесь потребовался разговор о пианистах, которые играют каждый день, чтобы не потерять практику, и о спортсменах, которые тренируются ежедневно, чтобы показывать достойные результаты. Она согласилась. Над этим я оставил её подумать, потому что в данную сторону она ещё не мыслила, утверждаясь в своей собственной правде.

Что же говорят знатоки души о той хананеянке? Господь ей словами говорит одно: «Я послан к погибшим овцам дома Израилева», а делает другое: на просьбу учеников утешить её, исполнив просьбу, Он словно не слушает их, Он как будто идёт мимо. Толкователи же говорят, что Он так общался с ней, что Его слова не соответствовали ни выражению Лица Его, ни Его тону. Он был благосклонен, милостив и добр, но вместе с тем Он её как будто бы гнал. Он даже поставил её в неловкое положение, рассуждая о псах (по существу, это оскорбление) – и она это терпит, являя неотступность и готовность идти за Богом.

Бывает в нашей жизни, когда мы о чём-то Бога просим, но этого не происходит. Мы обижаемся. Мы сами определяем сроки: «Я уже месяц просил! Я год ждала! Я уже полжизни отдала и не получила того, чего хочу». Есть рассуждение у одного русского знатока духовной жизни, это святитель Феофан Затворник, он пишет: «Если ты долго просишь чего-то у Бога, и при этом стараешься вести благочестивую жизнь по заповедям, участвуя в таинствах и погружаясь умом в чтение Евангелия, то есть в диалог с Богом, но просимого не получаешь – это значит, что либо просимое тебе пойдёт не на пользу, либо ты ещё мало просишь». Сердцеведец Господь знает, что нам нужно, когда и в каком количестве. Это мы выделяем количество комнат в квартире и просим: «Господи, вот ещё бы одну…», количество земельных соток: «Ещё бы вот туда… А туда бы побольше деревьев и водоём – подай, Господи». Интересно, что когда мы получаем что-то, то наше духовное напряжение быстро спадает, и мы зачастую либо просто не благодарим, либо делаем это формально, а потом ещё и заявляем: «Чего Тебе, Господи, надо? Я же уже сказал Тебе «спасибо». Хватит, теперь это мои комнаты, сотки и деревья. Я хозяин. А за Тобой идти… На этих сотках нужно же ещё работать, а в доме нужно убирать и отдыхать. Потом, Ты дал мне средства – я должен их как-то потратить. Это же Ты мне их дал! И вообще, я очень уставший человек, и идти за Тобой долго мне трудно. Ну дай мне ещё что-нибудь, пожалуйста!».

Вы знаете, всё это правда. Этому можно улыбнуться порой, но за этим всем стоит большая ответственность, потому что если думать, если понуждать себя мыслить в нужную сторону, то приходишь к пониманию того, что ничего не имеешь в этой жизни, а всё, что имеешь, – это не твоё и дано тебе Богом на время. На время я получил тело – придёт пора, когда тела у меня не будет. Я получил некоторое имущество – я получил его на время. Я получил таланты, я получил от Бога возможности, потенциал, которым могу воспользоваться и пользуюсь, и это всё не моё. Более того, знатоки души человека утверждают, что всё лишнее, потраченное на себя, – это воровство, потому что полученное тобою тебе не принадлежит. Ты можешь тратить на себя, но соразмеряя, насколько это сочетается с тем, что тебе действительно необходимо. Поэтому ты спешишь в Церковь, чтобы уточнить, как это правильно сделать – если, конечно, думаешь о доме в Небесном Царстве.

В том мире потрясающие обители. Там не дома и не дворцы, там нечто потрясающее, о чём апостол Павел однажды воскликнул: «Не видел то глаз, не слышало ухо и даже на сердце не приходило то человеку, что уготовал Господь любящим Его!».

Сегодняшний евангельский рассказ – это зов из Небесного Царства для тех, кто свободно и добровольно хочет пойти за Богом и явить Ему свою неотступность готовностью исполнить Божьи заповеди. Вот об этом, дорогие братья и сёстры, мы вам и напоминаем. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев