Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня (Литургия). 27 сентября 2017 г.

Дата: 
27 сентября 2017, среда

Евангельские чтения:
Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний день воздвижения Креста Господня имеет канву как внешнюю, так и внутреннюю. Незримая нить Божественного слова протягивается не только к земной жизни Спасителя, к Его крестной смерти и Воскресению: это событие имеет глубокую духовную почву, которая простирается дальше рая. Ещё до создания человека Бог видел непостижимое для нашего ума падение того, кого Он создаст. Не только падение, но и предательство. Трудно признать себя предателем, но из стоящих здесь нет ни одного не предателя, а первый предатель здесь я. Священник, выходя из алтаря, должен возгревать в себе чувство своего несовершенства – иначе то, что ему надлежит делать, он будет совершать лишь механически. Так же и христианин: приходя в храм, он должен понимать, зачем он туда приходит и что он предполагает там получить, что он, взяв, должен вынести и как должен потратить полученное.

Внешняя канва события имеет отношение к тем временам, когда Господень Крест был похищен, по Божьему попущению взят из Иерусалима и находился в пленении. Затем он был передан византийскому императору, вернувшему его в святой город: облачившись в ризы смирения, в день Воскресения тот внёс его в святой храм и, по патриаршему благословению, вместе с патриархом участвовал в таинстве вознесения этого Древа – такова внешняя канва события Праздника.

В жизни каждого из нас есть это Древо, символ которого мы несём на своих плечах. Тот малый крест, который мы возлагаем на себя, – знак и символ великой победы. В западной и восточной иконографии Крест и страдания Спасителя изображаются по-разному. На Востоке это мир, покой и тишина, в иконографии Западной Церкви – изображение мук и страданий. Если объединить и то, и другое (поскольку в данном случае каждая из традиций имеет свою правоту), мы откроем для себя нечто очень значимое, однако можем забыть о важном, о том, чем было Древо Спасителя в день Его распятия, в годы пришествия Бога на землю. Это было позорное место, к которому пригвождались самые отверженные обществом люди. Взойти на Крест считалось не просто страшным, но и неприемлемым с точки зрения понятий древнего общества о достоинстве, чести и нравственности, – и именно это место Богом созданный человек уготовляет своему Создателю. В истории не было более страшного и постыдного действия. Тому, Кто дал человеку жизнь, Тому, Кто дал ему таланты, Тому, Кто его любит и прощает, Тому, Кто его ждёт и желает ему только доброго создание отвечает неблагодарностью, имени у которой нет, потому что страшнее этого предательства ничего не существует. Так устроен ум человека и настолько скудным может оказываться его сердце, что, просматривая историю, мы нередко ужасаемся совершающемуся преступлению, свершившемуся кощунству, но трагедия заключается в том, что место Бога в нашей жизни мы определяем сами, предавая Его, забывая о Нём, не идя к Нему.

На этом Кресте находится распятая Любовь, неземная – Божественная, свойством которой является прощение. Нам бывает трудно простить нашего обидчика, особенно же тяжело бывает прощать совсем близких. Здесь пример того прощения, которое предлагается человеку осмыслить и поставить примером своего добровольного желания поступать так же. Ибо ни одному из нас, вставших на путь духовной жизни, не удастся избежать необходимости понуждать себя к прощению, тем более к прощению тех, кто сильнее всего нас ранит. Без этого прощения спастись невозможно, как невозможно достичь любви без движения к ней. Перед нами на Кресте пример подвига, который каждому из нас необходимо вознести в своей жизни как знамя, потому что, не начав движения в его сторону, самого подвига мы не осознаем. Здесь – предложение потерпеть на ближнем, не умеющем вот этого, не знающем того, не слушающем совета, пренебрегающем разумным словом. Предложение потерпеть на не готовом сегодня (а может, завтра и послезавтра, может, и вообще никогда) идти к правде – это Божий к нам призыв учиться любить именно такого человека. Всё бы ничего, но если в нашей жизни мы сознательно и добровольно не встанем на путь учёбы этому искусству, мы ничего в этом для себя не почерпнём, и описываемое событие останется для нас только внешним: красиво украшенный Крест, подобранные в тон цветы, красота и благолепие службы – восхищение чем-то здешним, из чего никакого духовного смысла можно не вынести.

Сегодня нам предлагается научиться переносить оскорбления. К этому искусству важно готовиться: в жизни невозможно избежать неудобств. Есть те неудобства, для устранения которых требуется просто включённость в работу, а есть те, к которым нужно сознательно готовиться, потому что без правильного перенесения унижений и оскорбления смириться невозможно. Что бы ни говорил человек о себе и чего бы ни слышал он об этом свойстве, если он добровольно не начнёт этого делать, он не сможет уподобиться Богу, не сможет измениться и исправиться, следовательно, он не встанет на путь спасения и не войдёт в Небесный рай, потому что путь в него открывается только для того, кто учится искусству перенесения явленного на Кресте.

Если мы ограничимся знанием внешних событий, имеющих отношение к началу празднования вознесения Креста, воздвижения его в Иерусалиме, если мы откроем Библию и выучим наизусть, кто что и когда сделал, а сами этого пути не начнём, тогда трагедией нашей жизни станет сама жизнь, прожитая без готовности меняться. Грамотно, до совершенства Господь подобрал под нас людей и обстоятельства, необходимые для того, чтобы нам совершить этот маленький подвиг в деле смирения. Никуда ходить не надо: оглянувшись, мы найдём рядом тех людей, с кем нам трудно. Они являются нашими ближними, которым мы должны явить или не явить искусство, которое показал нам Господь как мастер-класс духовного делания. Мы не соответствуем этой высоте, но не стремиться к ней мы не имеем права, если, конечно, хоть что-то хотим понять в духовной жизни, которая соткана из того, что не связано с нашим земным пониманием и с этой житейской мудростью, поскольку она совсем другая.

Вглядываясь в этот Крест, каждый из нас что-то должен отсюда вынести. Были годы, когда после машинального прикладывания к святыне люди уходили на преступление, и столетний юбилей страшного события – яркий тому пример. Вчерашние причастники, миллионами наполнявшие российские храмы, выбрасывали мощи, крушили, оскверняли иконы, зверски уничтожали духовенство, и всё это во имя свободы. Воистину дьявол есть обезьяна Бога. Помрачая ум человека, он предлагает ему другое вознесение – воздвижение гордыни, которая есть у каждого из нас. В сегодняшний день человеку звучит предложение определиться. Не когда-нибудь, даже не завтра и не сегодня вечером, а вот сейчас: готов ли он простить. Не грех, а человека. Звучит предложение определиться, готов ли человек потрудиться с тем, с кем неудобно вступить в общение, надеясь проявить это искусство с Божьей помощью. Искусство, к которому призван каждый из нас, начинается со смирения, с малого. Я с полным основанием хочу предложить тем из вас, кто не готов, не целовать сегодня это Древо, не прикладываться к нему, если вы не готовы. Но это о многом скажет Богу, к Которому вы пришли.

По традиции, в этот день крест для целования даёт не священник, а та братия, которая вынесла этот крест вчера, то духовенство храма, которое совершило глубоко духовный акт символического изнесения Древа для того, чтобы предложить человеку задуматься, готов ли он. Если он не готов, ему лучше не прикладываться. Но тогда нужно быть готовым к тому, что за этим последует следующее отступление, ведь так всегда бывает: диавол на полпути не останавливается. Вот с этим предложением для добровольного принятия решения я вас и оставлю.

Протоиерей Андрей Алексеев