Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (Литургия). 27 августа 2017 г.

Дата: 
27 августа 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 19:16-26
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы вновь обращаемся к диалогу богатого юноши со Спасителем – с Тем, Кто создал этот мир, дал людям жизнь и готов отвечать на их вопросы. Немало вопросов имеет человек к Богу, но, бывает, очень по-разному он их Богу задает. Вот и этот юноша, имеющий некий багаж благочестия, обращается к Богу, как к Учителю, признавая в Нем некоторую часть того, что он способен видеть, но он не имеет глубины понимания того, с Кем разговаривает. Так, бывает, и сын, забывая о благочестии и послушании родителям, может позволить себе недолжное общение (что есть плохо) с теми, кто дал ему жизнь, а точнее – через кого Бог дал жизнь человеку. Вместе с тем, признавая превосходство над собою и учительство Того, к Кому обращается сей юноша, он вопрошает: «Что нужно мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?».

Во-первых, нужно понять для себя, что этот юноша ищет вечной жизни. Есть те, которые ее не ищут. Если обратиться сегодня к стоящим здесь в храме с вопросом, положили ли они для себя целью искать вечную жизнь, то не всякий сможет сказать, что именно это является целью его жизни. А ведь это должно быть основой всякого духовного делания.

А вот дальше раскрывается то самое, о чем следует поразмышлять. Здесь не в полной мере приведен диалог, мы можем найти у еще одного апостола и евангелиста более подробный рассказ о том, как это все происходило. Евангелие сохранило нам разные стороны этого разговора. Господь вопрошает о заповедях, показывая, что в Небесное Царство без соблюдения этих заповедей войти невозможно. Мы читаем в Священном Писании, что тот, кто Бога любит, тот соблюдает заповеди. Здесь только часть этих заповедей, здесь обозначается тот колодец – Божественный Закон – из которого их можно зачерпнуть. Если человек заповеди не соблюдает, не старается и не стремится к этому, то он Бога не любит, он не стал на путь этой любви, а развивается она в человеке постепенно: развивается способность, готовность учиться этому искусству, но сама по себе эта любовь является Божьим даром. Господь не дает ее сразу, Ему нужно неотступностью своей показывать, что ты готов идти, причем даже тогда, когда тебя не принимают твои близкие: смеются, издеваются, порой насмехаются над тобою, с жестокостью, с неприязнью. А Господь проверяет тебя, готов ли ты и это испытать, потому что эти самые «медные трубы» – они сложнее и огня, и воды. Но именно их нужно пройти, чтобы войти в состояние движения к Небесному Царству.

Юноша отвечает Господу, что он от юности старается соблюдать заповеди. Будучи молодым человеком, он говорит, что он их соблюл, то есть сохранил, и девство свое (целомудрие), и почтение к родителям, и прочее. Зная сердце человека, как говорят святые отцы Церкви, Господь с благосклонностью общается с этим юношей, так как пред ним действительно благочестивый молодой человек, но вместе с тем, в сердце которого есть то, о чем пойдет речь дальше, то самое важное, к чему подходит толкование этого отрывка Священного Писания.

Господь, испытывая юношу, говорит ему: «Если хочешь быть совершенным…». Вопрос этот Господь не задает тому, кто не соблюл заповеди, – для такого человека это было бы ступенью недостижимой. Чтобы этот вопрос дошел до сердца и вызвал бы то состояние, ту реакцию, которую выдал юноша, для этого нужно было пройти первые ступени, иначе подобный вопрос был бы совершенно бесплоден, он наткнулся бы на прямое непонимание и неведение человеком данного вопрошания. «Если хочешь быть совершенным, то раздай имение свое».

В сознании человека плотского, не размышляющего о духовном, оно упирается в понятие только о богатстве, о внешнем имуществе. Конечно, об этом здесь тоже идет речь, но не это является главным. Если мы почитаем толкование святых отцов о богатстве и о бедности, то увидим, что они рассуждают об этом так: и богатство, и бедность не являются не ни добродетелью, ни пороком, они – среднее. Можно быть очень богатым – и благочестивым, а можно быть бедным – и жестоким, злым и скупым, и еще гордиться своей бедностью. И такие случаи есть, когда нищенская сума вызывает в человеке, живущем без духовной борьбы, страшные реакции относительно окружающих его людей.

Вернемся к толкованию. Речь идет об очень глубокой духовной категории – каждый из нас имеет в сердце некое богатство, а во внешней жизни – некое имущество, с которым ему трудно расстаться. И, взглядывая в сердце этого человека, юноши, Господь обращается не только к нему, но и к каждому из нас: «Посмотри в себя, человек, и найди в себе, увидь честно то, с чем ты не готов расстаться даже ради Небесного Царства».

Итак, сегодняшнее Евангельское чтение предлагает каждому из нас найти в себе то богатство, с которым он не готов расстаться даже ради Небесного Царства. И у каждого из нас есть это богатство. И печаль, что не может с этим расстаться юноша, – вот эта печаль должна и нас, слушающих об этом, настичь сегодня, потому что Господь провожает юношу опять же с благослонностью. Почему? Потому что мысль, которую Он зародил и занес в сердце этого юноши, будет теперь его тревожить, будоражить его душу и не давать покоя его уму. Потому что от сказанного, от услышанного и до момента исполнения может пройти огромная дистанция времени, переживаний, страданий, испытаний. Но эта мысль, что есть во мне та неготовность сегодняшняя, она будет беспокоить человека.

Есть задача, которая поставлена перед каждым из нас, и, честно приходя к Богу и показывая Ему свои немощи, мы просим Его помочь нам избавиться от этой ноши. Это богатство, закрывающее от нас Бога, и мы честно должны признаться: «Для меня вот это и это, Господи, дороже чем Ты, прости, но я буду беспокоиться с сегодняшнего дня о том, чтобы постепенно учиться отказываться от того, что мне очень дорого, более того, понимая, что все имущество, которое я сегодня получил и обрел, я от Тебя же и получил».

Если человек в течение дня, недели не погружается в духовное рассуждение, для него эти основы Божьего слова недоступны. Он даже не выходит на эту воду, он барахтается и плавает около берега, но и это уже начало пути. Однако, если на этом задержаться и не выйти на глубокую воду, не начать духовно осмысливать, сдабривать не внешней, а внутренней солью эти рассуждения, то можно не войти в глубину понимания священного текста.

Сегодня нам предложили задуматься над тем, мыслим мы для себя целью жизни Небесное Царство, жизнь вечную, или нет. Это первое.

Второе – соблюдаем ли мы заповеди и понуждаем ли мы себя к соединению с Богом в таинствах Церкви. Ведь в финале что говорится? Что невозможно спастись самому человеку, без Бога, – с Богом же все возможно. От тебя –решимость и усилие, а от Бога – сила и результат.

И третье. «Если хочешь быть совершенным». Это та надежда, с которой отсюда должен выйти каждый человек, потому что и юноша ушел от Бога с надеждой, и Христос провожает его тоже с надеждой, потому что эта надежда питает сердце человека, который уже что-то сделал и движется по этой лестнице, по пути постепенного возрастания в вере, с готовностью учиться самопожертвованию. Если не стать на этот путь, если не мыслить в эту сторону, тогда ничего не понимает христианин ни в Евангелии, ни в духовной жизни, и довольствуется лишь малым, признавая свои ошибки и никак не исправляя их, не работая над собой, не думая, зачем сегодня вот это и это произошло, почему Господь посылает мне это и это испытание. Он забыл про меня? Нет. Он призывает тебя помнить о главном: где цель твоей жизни и в чем твое богатство, чтобы ты не остановился для себя на одном внешнем вхождении в церковную жизнь, а, участвуя в духовной работе, постепенно приближался ко внутреннем миру Церкви, открывая Божье Царство в сердце своем, пуская Христа туда, где Он лучше знает, как правильно, а ты честно должен признать, что ты не знаешь сам, но веришь Ему и хочешь быть ему верным. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев