Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице (Литургия). 13 августа 2017 г.

Дата: 
13 августа 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 17:14-23
Мф. 11:27-30

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вспомнилось одно поучение, дорогие братья и сёстры, которое меня когда-то, когда я ещё не был священником, поразило. Я был тогда студентом духовной школы и прочитал в одном патерике-отечнике рассуждение, с которым потом в той или иной форме изложения сталкивался неоднократно. Рассуждение было о важности толкования Божьего Слова и значимости проповеди после Евангелия, которая для стоящего в храме человека оказывается важнее просто самостоятельного чтения этой книги.

Почему? Потому что настраивающийся на службу священник, входящий в некое состояние, является проводником того Божьего Глагола, который для стоящих в храме становится, посредством этого священника, доступным. Но только тогда, когда они ищут возможность его познать. Пытаясь настроиться, они также входят в состояние внимания: возглас «Внемлем!», или «Вонмем!», то есть «Внимаем!», предполагает настрой человека на восприятие того важного и значимого, что будет сейчас совершаться; в это важное и значимое нужно войти, то есть сосредоточиться.

Евангельский отрывок, который мы только что слышали, как и ряд других текстов Писания, в течение года прочитывается не один раз. Здесь рассказывается о событиях, которые произошли сразу после Преображения. Вступая в пост, мы ожидаем этого события, оно будет завершать грядущую неделю: в преддверии будущего воскресенья, в субботу, мы соберёмся для того, чтобы здесь рассуждать и молиться о событии, которое связано с жизнью каждого из нас, поскольку каждому из нас нужно преобразиться. Для того, чтобы это произошло, у человека должна быть сердечная готовность, потому что насильно Господь никого не изменит. Условия создаются, но значимо добровольное желание человека – ведь все мы страстны и каждый из нас переживает состояния той или иной подверженности тёмному духу. Очень важно находящемуся в этом состоянии человеку понимать, что он погибает. Пока он этого не поймёт, Христос ему не будет нужен, он Его не ощутит, он не испытает потребности позвать Бога в помощь (чаще он зовёт Бога тогда, когда ему что-нибудь нужно). Главная цель в жизни христианина – то самое преображение, которое начинается уже здесь и которое продолжается в вечности, к которой человек готовится на земле. Там, с Богом, человек пребудет в этом свете постоянно.

И вот только что трое из апостолов, которые были в большей степени открыты духовному восприятию, стали свидетелями Преображения. Мы поговорим о них через неделю. Два пророка, Моисей и Илия, беседующие со Спасителем; состояние сладости, испытанное апостолами и изречённое Петром: «Хорошо нам здесь быть, не уходить бы отсюда, так хорошо!». Состояние этого света, вечная слава и блеск Божества Спасителя – и вот, после всего этого, им нужно возвращаться вниз, спускаться туда, в темноту. Более того, сразу же после такой высоты, после света, как некая крайность происходит встреча с беснующимся отроком и его отцом, который обращается к апостолам – а они не в состоянии изгнать беса. Звучат слова Спасителя о посте, без которого это изгнание невозможно. Но вот что для нас с вами значимо и важно: состояние света не может быть достигнуто человеком быстро.

Сама способность слышать Божье Слово – это дар, который даётся Богом каждому человеку. Но степень вхождения в состояние постижения Божьего Слова у всех нас различна. От того, как мы тренируем нашу веру, насколько регулярно погружаемся в изучение Божьего Слова, зависит и наше дальнейшее движение в сторону света. Человек может отторгать Евангелие, это естественное состояние того, кто не живёт по нему – тогда эта книга становится тяжкой для человека. Он не открывает её ежедневно, он и слышать её долго не может: ему сложно, его одолевают порывы суеты того внешнего, что его гложет, потому что у него иные ориентиры и задачи в жизни. Божье Слово для него трудновоспринимаемо. Когда же человек просыпается и начинает его жаждать, чувствовать и стремиться к Божьему Слову, ему всё равно приходится спускаться от него вниз к тем людям, кто живёт иначе. И этим людям, находящимся внизу, трудно видеть тебя таким, обновлённым. Бог попускает это для того, чтобы мы с вами имели готовность учиться искусству любви к ближнему, потому что ты-то проснулся, а вот твой ближний этого ещё не сделал.

Есть очень большое испытание для людей, вошедших в церковную жизнь, воспринявших на начальном этапе нечто, но вот дальше не идущих. С ними общаться ещё страшнее, потому что они знают Евангелие, могут даже цитировать его. Но к свету они не идут – это-то и страшно. Внешнюю сторону они воспринимают и готовы рассуждать о Боге, но к преображению самих себя они не стремятся! Большая опасность для человека – рассуждать о Божьем Слове, читать молитвы, участвовать в Таинствах, регулярно приходить к исповеди, Причастию, но к преображению не идти, а пребывать к этой долине, в состоянии страстности, и на гору не подниматься.

Есть удивительные рассуждения о том, что Господь, ставя нас перед неудобствами, делает их условием нашего совершенствования. Каждому из нас Он посылает «неудобных» людей, создаёт неприятные, как нам кажется, ситуации, сложности, которые трудно преодолеть. Несведущий в духовной жизни человек ропщет: «Зачем мне всё это? За что? Почему именно мне, а не ему?!». Потому что у тебя с Богом особые отношения, и Он знает, что для тебя сейчас нужно, какой инструмент тебе нужен. Вспомни слова пастыря Ерма, апостольского мужа, когда Господь, общаясь с ним, восклицает: «Я так люблю тебя, что не остановлюсь, пока не сокрушу костей твоих» – и так обращается Он к каждому из нас. То есть – пока не выжму из тебя твоей гордыни, самомнения, лукавства, вранья твоего. Ставя нас перед испытаниями, Господь стремится всё это из нас выжать. Но только в том случае это пойдёт нам на пользу, когда мы начнём правильно преодолевать эти неудобства. Если начинаем роптать, если ищем виноватых, мы их, конечно, найдём, потому что диавол откроет перед нами целый караван, сундуки и шкафы самооправдания… Более того, будучи искусным богословом, тем, кто поднаторел в Священном Писании, диавол даст объяснения (ложные) Божьего Слова – и они будут цитировать Евангелие, прикрывая свою беспечность, свою лень и своё нежелание работать на преображение.

Сегодняшний евангельский отрывок – приглашение войти в свет. Но неочищенным человек войти в свет не может. Жизнь его очень коротка. Всего неделя прошла с отпевания мною девушки, ей было 23 года. Она неожиданно утонула. Но – не бывает в жизни неожиданностей, всё не просто так. Душе каждого человека предстоит появиться перед Богом и показать, как он жил. Показать, а не рассказать. Все наши поступки запечатлеваются, и наша совесть будет показывать Богу, как мы жили, это будет особый духовный разговор, в котором всё будет по правде – вот почему этот суд называется Страшным. Даже первый, начальный, предварительный суд будет страшным, потому что он будет правдивым. Ничего скрыть не получится, всё записано на скрижалях нашего сердца, запечатлено в нашей душе, и если не борется со страстями человек, то об этом там тоже напишут. Каждый день нашей жизни – как мы работаем, как мы к этому свету идём. Когда мы умрём, мы либо войдём в полноту этого света в преображённом состоянии, начинающемся здесь с готовности жить иначе, либо не войдём туда, потому что сами Бога отвергли уже на земле.

Каждый эпизод Священного Писания – это океан мудрости и Божьей любви, которая бывает неудобной для человека, потому что посекает, как меч, и гонит, как бич, наше несовершенство. И вот предлагает нам Господь из долины нашего беснования (ведь тот беснующийся отрок – это прообраз каждого из нас) прийти к Нему, к Богу, чтобы Он помог нам подняться в гору, начав движение ещё здесь, в этой жизни, чтобы продолжить его там, в вечности, в фаворском свете Божественной славы. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев