Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице (Литургия). 9 июля 2017 г.

Дата: 
9 июля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 8:28-9:1
Лк. 10:38-42; 11:27-28

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В очередной раз, дорогие братья и сестры, мы слышим этот короткий отрывок Евангелия от Матфея – описание изгнания множества бесов из двух людей. Здесь для нас с вами отрывается глубокая духовная перспектива, потому что рассказ о беснующихся людях – это не только история про древнее событие, произошедшее в далёкой Палестине. Эти слова – и о нашем с вами регулярном состоянии, переживаемом ежедневно, так как степень обесовлённости не имеет границ, и если пускать в себя тёмную силу и не бороться с ней, то болезнь будет усугубляться с каждым днём.

Вы знаете, бывает очень трудно смотреть на человека, который с этим состоянием не борется и который даже не замечает, что с ним происходит. Состояние одержимости может стать визитной карточкой живущего в современном мире. Потому что как только не по его – только-только, самую малость – и уже легион поднялся, и ему становится тяжко на сердце, и окружающим это невыносимо. А если усугубляется это состояние, то вокруг человека всё умирает. Такой одержимый человек может быть руководителем, отцом семейства или матерью. Но вот что страшно: всё чаще замечаю, что в таком состоянии пребывают и дети. Дети, которым не просто родители не объяснили, что так делать нельзя, что нужно бороться с состоянием раздражения, гнева, истерии, – нет, дети, которых родители сами искушают, показывая им дурной пример. Это правда: по времени жизни сроки подобных проявлений сдвинулись, такие состояние теперь можно наблюдать у маленьких детей в совсем раннем возрасте.

Это духовное состояние, его нельзя исправить одним словом. Да, слово имеет силу и власть, но только тогда, когда внутри человека есть стержень, который он оттачивает как духовный инструмент. Во-первых, нужно признать, что это есть в каждом из нас: ведь признание – это уже начало выздоровления. Во-вторых, нужно начать вести с этим серьёзную борьбу. Иначе это страшно. Ужас заключается в том, что, не борясь с этим состоянием, человек не замечает в себе того, что в нём не так. В этом мире люди привыкают жить в состоянии одержимости, общаются друг с другом, уже не выходя из него. У святителя Григория Богослова есть рассуждения о том, что надо учиться отделять человека от его дел, рассматривать человека и его действия как два разных понятия. И в сегодняшнем евангельском рассказе есть интересная особенность, имеющая к этому прямое отношение. Здесь не всё так подробно описано, как у другого евангелиста, который пишет, что люди держали тех одержимых в пещерах, отторгнув их от себя, потому что с ними рядом было страшно. Эти двое несчастных были столь сильны – ведь через них действовали бесы, – что разрывали узы и цепи, которыми когда-то, на начальном этапе их одержимости, их пытались связать горожане. То есть бесы изгнали их туда, в эти пещеры, а горожане с этим смирились, так как полагали, что с этим ничего уже нельзя поделать. Они соединили человека и его действия воедино и посчитали, что всё кончено и ничего невозможно изменить.

И вот из глубины этой одержимости, из несчастного сердца, взывают бесы ко Христу, проходящему мимо: «Зачем Ты пришёл нас мучить?». Когда человек одержим, присутствие Божие и действие Божией правды для него едва переносимы, совесть начинает его обличать – ему хочется скрыться. У каждого из нас есть совесть. Иной раз спрашивают родители, стоит ли говорить детям, когда они не правы. Необходимо. Стоит ли взрослым детям, родственникам, которые не правы, это говорить? Обязательно, но говорить, только находясь в Духе Святом – и тогда совесть непременно откликнется. Даже если человек говорит устами что-то не то, но внутри, в его совести, непременно есть то эхо… Важно, в каком состоянии говорить. Часто те, кто наблюдает беззакония своих родственников, сами находятся в подобном состоянии. Может, не легион бесов, но один-два в них точно есть, а тогда хорошего не будет: из глубины состояния своей одержимости, в бесовском состоянии ослепления, обращается к родственнику с обличением тот, кто сам находится в состоянии одержимости. Хорошего тут не будет, вот почему нужно учиться быть в мирном духе. Это трудно, но это задача. Сразу не получится, но действовать нужно.

Оттуда, из глубины состояния одержимости, легион бесов устами того человека обращается ко Христу: «Зачем пришёл нас мучить?! Тяжко, больно! Дай нам уйти». Они понимают, что не могут находиться в присутствии Бога. Заметьте, бес часто гонит человека. Когда человек раздражён, когда он в злобе, он не может находиться на одном месте: его несёт куда-то. Это бесы его несут: он бросается из комнаты, ломает двери, бьёт посуду, садится в машину, уезжает из дома. Вспоминайте. Вот в эту самую пещеру гонит бес человека: «Только уйти, только сбежать!». Потом человек пытается найти выход из положения, но это сложно. Тогда бес предлагает ему аргументы, почему стоит обидеться и не вернуться, а если вернуться, то с условием: чтобы кто-то другой, ближний изменился, но не сам этот человек. Вот такие коллизии, но разве это не актуально, разве не про нас это?

Дальше следуют очень важные события, имеющие отношение к учению о демонском влиянии на человека: обращаясь к бесам, Христос для нас с вами (чтобы понимали, о чём речь идёт), спрашивает: «Как имя тебе?». Он обращается не к людям, Он обращается к бесам, и они называют имя: «Легион». Христос разделяет человека и его действие, разделяет человека и беса, обращается к бесу, который обратился к Нему, но не к человеку, через которого к Нему обратились бесы. Наша ошибка именно в том и состоит, что мы, видя одержимость близкого человека, не начинаем звать Христа в помощь, и сами быстро впадаем в почти такое же состояние. Близкий одержим, раздражён, озлоблен, нетерпим – он превратился в другого человека, естественно, он не остался тем милым, дорогим, любимым, нет, он стал иным: злобным и колючим. «Как будто бы не я это был» – говорит такой человек после своего поступка. «Как я могла расцарапать эту стену?!», «Как я могла разбить этот сервиз?!», «Как я могла назвать таким словом моего мужа, так избить своего ребёнка?!» и так далее. Ну да, ты пустил одного беса, двух, трёх, легион, а дальше – был произведён кошмар. Но твоими руками, и ты отвечаешь за то, что сделал, потому что не борешься с этим состоянием, а оно свойственно, заметьте, каждому из нас.

Вот почему так часто звучит этот рассказ: речь в нём идёт о каждом из нас. Не о том далёком событии, а о каждом из нас. Ежедневно. Что было сегодня утром? А вчера вечером? А на неделе? Если покопаться в сердце, мы найдём то состояние, о котором здесь идёт речь. Вопрос в другом: как я борюсь, и борюсь ли. И насколько серьёзно я борюсь, какие инструменты принимаю от Бога, учусь ли я этому искусству борьбы, ведь это задача. В таком состоянии невозможно войти в Небесное Царство, которое начинается в нашем сердце здесь и сейчас, начинается или не начинается.

Дальше в этом рассказе Господь направляет бесов в бездну, вводя их в стадо свиней. У некоторых людей, не слишком хорошо разбирающихся в евангельских текстах, нередко возникает смущение: как это Христос послушался бесов? Они попросили, и Он исполнил их просьбу? Нет-нет. Они явили своё желание пойти в место, для них характерное. Господь не слушает их слово, а просто исполняет Свою волю, поскольку согласно закону, бывшему тогда в Израиле, свиньи считались нечистым животным. Евреи даже не пасли свиней и не вкушали их мясо. Господь показывает степень отчуждённости, грязи, нечистоты, неправды. «Бездна» и «море» в Священном Писании понятия очень близкие. Христос направляет бесов туда, откуда они и вышли.

Но если человек не борется с состоянием одержимости, он падает туда же. Он уподобляется скотине, об этом сказано у царя Давида: «Приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек превращается в животное. Но животные безгрешны, и здесь свиньи – это только символ нечистоты. Человек уподобляется бесу, потому что вместе с нечистым поведением своим он оскверняет и плоть свою, и ум свой, и сердце своё. И это скотское состояние передаётся по наследству, если с ним не бороться.

Евангельский рассказ сегодняшнего дня повторяется в течение церковного года не один раз. Это один из самых частых эпизодов, которые Господь предлагает через Церковь вниманию каждого из нас, потому что мы больны. Начало выздоровления – это признание болезни, а вот потом необходима работа над собою. Не наблюдение за ближним, в котором тоже всё это есть, а помощь ему, отделение человека от беса, который борет человека, потому что Господь исцеляет этих двоих.

Чем же всё завершается? Люди просят Его уйти. Потому что это очень тяжело… Во-первых, имущество (свиньи) пропало, но это ладно, хотя и этого одно уже достаточно. Речь здесь идёт о внутреннем состоянии, потому что в чистоте ведь нужно научиться жить. Проще этого не делать, проще обесовляться всё больше – и тогда состояние правды и света гонит человека, становится для него невыносимым, человек хочет уничтожить его, засыпать, чтобы не блестело, не мигало, не горело, чтобы не было всего этого в его жизни. Уйти в глубину, и чтобы ничто не волновало. В болото погрузиться, и всем жить в болоте. Попытка правды и света в этом болоте вызывает отторжение, недоумение, противодействие и прямое желание убить, что в конце со Христом и произошло. Его же потому убили, что взволновал душу: «Невозможно так жить, уйди отсюда! Не лезь со Своей Правдой – будем жить, как живём: по-скотски, в грязи… Не надо, опять Ты со Своим!». Здесь есть серьёзное противоречие: с одной стороны, я знаю Правду и чувствую, что совесть сподвигает меня жить по этой Правде, но готов ля я к ней, к этой Правде?

Сегодня очередной воскресный день, и каждый из присутствующих поставлен перед необходимостью задуматься. Как святые пишут, в течение всей недели, которая будет идти после этого воскресного дня, хорошо вспоминать, что читалось в воскресенье на службе и какую историю Господь рассказал нам для вразумления и назидания. Мы должны почаще возвращаться к этой истории. Попробуем? Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев