Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. 21 мая 2017 г. (Литургия)

Дата: 
21 мая 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Ин. 9:1-38
Ин. 19:25-27; 21:24-25

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сегодняшнее евангельское чтение повествует о событии, которое ставит нас перед величайшей тайной. Ученики спрашивают Спасителя о том, почему ослеп некий человек: по грехам ли родителей или по своим грехам. Ответ на этот вопрос может завести человека в тупик: нет, в отношении того, что понёс человек, не согрешили ни он, ни родители его. Он слеп затем, чтобы на нём явились дела и слава Божия – вот здесь толкователи священного текста обращаются к вере каждого из нас. Есть такие слова у святителя Феофана Затворника, он пишет: «Христианские истины выше ума человека, они находятся в области сердца. Познать эти истины можно постепенно, по степени очищения сердца».

Здесь – величайшая тайна, которая перед нами сейчас не открыта. Есть то, что Бог открывает для нас, и то, что Он прикрывает, – всё это наличествует в нашей жизни. Евангельский текст имеет столько границ, столько граней и переходов, что «невозможно, – пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов, – вместить всего, что Бог написал здесь» – настолько глубока бездна Божьей любви.

Нередко человек, со своей маленькой, несовершенной, искажённой правдой, тянется спорить с Богом: «Я сам знаю, как!». «Безумцы! – рассуждают святые отцы, – Что вы делаете, пытаясь поставить свою правду выше Божьей?» – обращаются они к тем, кто имеет дерзость спорить с Создателем. К сожалению, каждый из нас был на этом месте и каждый из нас входил в это безумие. Есть у пастыря Ерма, у одного из апостольских мужей, потрясающее высказывание, глубокие рассуждения о Божьей любви, вместить которые невозможно человеку внешнему, человеку, не пытающемуся войти в смысл Божьего Промышления о нас. Там есть высказывание, в котором открывается поле Божьей милости. Как оно вспахано, это поле? «О, Милосердный Боже, – рассуждает сей пастырь, – Ты нас настолько любишь, что не оставишь нас, пока не сокрушишь костей наших и сердца нашего!». Обращаясь к нам, Бог говорит: «Я настолько люблю тебя, человек, что не оставлю тебя, пока не сокрушу сердца и костей твоих». Страшно быть богоборцем. Но страшнее – остаться богоборцем, ибо в каждом из нас живёт этот ветхий маленький человечек.

Если мы сознательно и добровольно не потрудимся выйти из слепоты – а сегодняшний рассказ не только о слепоте того человека, но и о слепоте каждого из нас – мы можем ничего из любви Божией не почерпнуть. Будем же внимательны к нашей духовной жизни и к тому, что, по слову Ефрема Сирина, есть то наше малое, что Господь очертил сегодня для каждого из нас, не великие подвиги, а малый обиход естественного каждодневного исполнения своего христианского долга. Совсем маленький обиход: утренние и вечерние молитвы, некоторое правило, небольшое, но ежедневное за свою семью, определённое с духовником в меру нашего возрастания. Непременное чтение Божьего Слова (ежедневно) и хотя бы краткое чтение толкования или святоотеческого поучения – при участии в Богослужении.

Я хочу обратиться каждому из тех, кто готов меня услышать: дорогие, воскресная служба начинается с вечера. Конечно, не сразу – у всех и работа, и дела – я прошу вас пытаться приходить на всенощное бдение. Это часть воскресной службы. Не у всех это получится сразу, но целью поставьте себе это, потому что это одна единая служба – хотя бы на часть её стоит приходить, на Полиелей – то, что начинается с Евангелия и завершается помазанием. Тем, кто вкушает более твёрдую пищу, стоит быть на полной службе; у тех, у кого не получается, – иметь сердечное сокрушение и стараться, пытаться искать этой возможности.

У преподобного Иоанна Лествичника спросили: «Авва, как распознать, растёт человеческая душа или оскудевает?» – «Братья, не обольщайтесь! Если не участвует человек в Богослужении или мало, редко участвует, то не растёт душа такого человека». Если не получилось – важно сокрушаться, что да, не получилось: «Хотел, искал, но не вышло, Господи! Я буду пытаться в следующий раз, я так свою жизнь построю, чтобы найти возможность участия в Богослужении, чтобы вся моя жизнь стала Богослужением! Где бы я ни находился и что бы я ни делал!».

Сегодня неделя о слепом, о вере каждого из нас. О тайне, открывающейся перед сердцем каждого, и о Божьей любви, изливающейся и в сердце, и в ум всякого желающего её принять. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев