Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке. 14 мая 2017 г. (Литургия)

Дата: 
14 мая 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Ин. 4:5-42

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня у нас с вами рассказ апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который отсутствует в повествования других евангелистов: это большая история о посещении Спасителем древнего города Сихарь, где Он, Господь наш Иисус Христос, общается с женщиной-блудницей, принадлежавшей к ответвлению иудейского народа, называемому самарянами.

История этого ответвления такова: нарушив законы пророка Моисея, часть еврейского народа смешалась с язычниками, но сохранила, пусть и в искажённом виде, некоторые правила Божьего Закона и пыталась по ним жить. Однако иудеи не общались с самарянами и презирали их больше, нежели язычников. Апостолам, воспитанным в строгих правилах, видеть общение своего Учителя с такой вот женщиной было крайне трудно. Есть в жизни некие табу, в иудейском же народе эти запреты были настолько строги, что вызывали не только недоумение, но и потрясение. Апостолы недоумевали, они даже не знали, как назвать эту женщину. А здесь – вот такой долгий диалог, в котором не только Господь говорит, но и женщина. Он общается с ней не только на словах: Он читает её мысли. Чем дольше это происходит, тем больше она понимает, с Кем имеет общение. Он спрашивает и видит то, о чём она думает, видит то, чего она Ему не рассказывает. Потрясение у этой женщины сильнее, чем у апостолов, потому что она осознаёт, Кто перед нею.

Этот рассказ очень сродни пасхальным дням и содержит в себе глубокие мотивы внутренней музыки, написанной на страницах жития преподобной Марии Египетской. Конечно, здесь другая история: эта женщина не ушла в пустыню и не посвятила долгие годы покаянию в безлюдных местах. Вместе с тем, перед нами блудница, имевшая много мужчин и ныне живущая не с мужем. Однако как глубок колодец Иакова, к которому она пришла опустить свой сосуд, так и покаяние этой женщины очень вдохновенно. В его глубине есть очень основательный для живущих в этом мире людей пример. Ни одно имя в Евангелии не произносится просто так. Имя этой женщины – Фотиния, или Фотина. В разных языках по-разному произносится формула этого имени, но важен смысл перевода: речь идёт о свете. Эта женщина пришла к колодцу и, нося имя, имеющее отношение к свету, вошла в таинство Света. Общаясь со Христом, войдя в покаяние, в состояние раскаяния, она ощутила этот свет. Набрав воды в свой внешний сосуд, она наполнила своё сердце божественной влагой и ощутила, что жить так, как прежде, она больше не может и не будет.

Сегодня это евангельское чтение предлагается каждому из нас. Всякому стоящему в храме важно положить в колодец и сосуд своего сердца вот эти капли Божьего Слова для того, чтобы они, войдя в наши уды, состав, утробу и сердце, срастворились с тем, что наличествует в нас, чтобы они нас возвысили, наполнили и сподвигли идти к Свету.

Сегодняшний рассказ – это вместе с тем и повествование о величайшей милости Божией ко всякому кающемуся человеку. Испытать милость и высоту божественного вдохновения и любви можно только тогда, когда человек исповедует свои грехи, раскаивается и принимает Бога в своё сердце – тогда и жизнь его меняется, он наполняется светом. Женщина, побежавшая в город, настолько наполнилась Светом, что её слова вдохновили жителей города выйти ко Христу: люди устремились к Спасителю для того, чтобы ощутить этот Свет. Вот так и мы с вами, раскаиваясь в своих грехах и наполняясь светом, можем, будучи несовершенными, тоже кого-то согреть и осветить. Не своим светом, а светом Божественной милости и небесной благодати Святого Духа.

Сегодняшний текст довольно длинен. Я бы хотел, дорогие братия и сёстры, предложить вам его перечитать. Я обращаюсь к каждому из вас и даю вашей совести домашнее задание перечитать этот отрывок, найдя его у апостола Иоанна Богослова. А ещё взять толкование на него – их много разных, но в нашем обиходе и в нашем Библейском яхт-клубе мы пользуемся толкованием блаженного Феофилакта Болгарского. Почитайте, испейте этой воды, наполните своё сердце смыслом Божьего глагола и ощутите тот Свет, к которому важно призывать (конечно, с рассуждением) наших ближних. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев