Проповедь в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. 7 апреля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
7 апреля 2017, пятница

Евангельские чтения:
Лк. 1:24-38

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, в день Благовещения Матери Божией, мы с вами останавливаемся перед подвигом великого смирения и послушания. Говоря об этом, важно вспомнить (а кому-то – услышать впервые) слова святителя Григория Паламы, световидца, входящего в число тех отцов Церкви, кому Господь дал зреть особый свет, подобный тому, который наблюдали апостолы Пётр, Иаков и Иоанн на Фаворе. Есть разные степени духовного совершенствования, и вот святитель Григорий достиг состояния умной молитвы, когда зрел фаворский свет. Этот свет всегда исходит от Христа, но не может быть замеченным нами тогда, когда мы сами не поднимаемся по ступеням духовного совершенствования. Что он пишет? «Если бы не было добровольной готовности у Матери Божьей воспринять то, о чём Ей сказал Архангел, то не было бы и Боговоплощения». Не может Господь насильно заставить человека что-то сделать.

Вы знаете, в нашем понимании того, как жить, от этого зависит очень многое – глубокое значение христианского делания, к которому призван каждый. Господь никого не заставляет ни спасаться (а мы все погибаем), ни молиться (а это необходимое условие для спасения), ни поститься (а это тоже одна из ступеней), ни Божье слово читать и изучать Божий закон (одно из оснований доброделания). Господь лишь призывает нас, создавая все условия и ожидая нашего добровольного согласия. И как к Матери Божьей является Архангел, так и к нам являются мысли от Бога, предлагающие нам жить по Христу. Как Её вопрошает Архангел о готовности, так и нас вопрошает Господь, готовы ли мы. Понятие «благой вести» – событие не только древнего Назарета, но и событие Назарета нашего сердца. Приходящие от Бога помыслы стучатся в наше сердце, чтобы там зачался от Духа Святого, а потом и родился Спаситель. Зачался в нашем сердце и родился делами нашей веры.

Есть ещё одно интересное наблюдение. Вчера мне позвонила одна из тренеров нашей сборной по синхронному плаванию с просьбой покрестить её внука: «Вы знаете, батюшка, постоянно в зале занимаюсь, бассейн и зал – это всё, что я вижу. Но вот родился у моего великовозрастного сына и у его тоже уже великовозрастной жены первый ребёнок – я стала бабушкой, и прошу Вас окрестить моего долгожданного внука». Мы разговаривали, общались, беседовали об этом событии. Тренер – как много от него зависит! Слушают юные девочки, назидаются, а потом показывают лучшие в мире результаты в том или ином направлении физкультуры и спорта. Есть тренеры и в духовной жизни. Слушая их, мы непременно будем показывать лучшие результаты. Если, конечно, будем их слушать.

Так вот, интересное наблюдение: вспомним явление Архангела праведному Захарии, благочестивейшему отцу величайшего пророка Иоанна Предтечи. На явление Ангела, сказавшего о рождении от находящейся уже в преклонных годах супруги Захарии столь ожидаемого сына, он не только усомнился, но ещё и попросил доказательств: «А чем докажешь?». Рассматривая ответ одного и рассуждения и вопрос Другой, святые отцы видят огромную разницу: если открыть первоисточник, текст на языке оригинала, и почитать о том, как святые рассматривают его даже в аспекте интонации, то увидим: один засомневался, а Другая изумилась. Один просил свидетельства и доказательств, Другая была потрясена и спросила лишь, как это будет: «Я же дева, как Я могу зачать и родить?». В этом вопросе не было неготовности, а было то, что через некоторое время после было выражено словами «Се, раба Господня», то есть: «Моя свободная воля предаётся в руки Бога». «Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. И отыде от Неё ангел». Волеизъявление, высказанное человеком. Только после этой свободной воли человека, открывшегося перед Богом, совершается чудо – то, что для ума непостижимо, но для всех нас столь значимо. Матерь Божья – лучшая из нас. Заметьте, Дева. Лучшая. Та, которая изъявила готовность Богу довериться. Мы порой рассуждаем о нашей вере, и люди говорят: «Я верю в Бога, Он в моей душе, и этого достаточно». Чтобы Он там был, нужно иметь доверие к Нему, то есть предать себя в Его руки и выстраивать свою жизнь по Его закону, а высшим примером тому – в том числе и для мужчин – является пример Девы, явившей свободное волеизъявление, после чего совершилось чудо: зачатие от Святого Духа и рождение в мир Бога как человека, совершенного человека, приходящего сюда, чтобы спасти нас.

Вы знаете, во всём этом есть много таинственного и, конечно, для ума нашего непостижимого. Как важно, чтобы сегодняшний день мы положили основанием последующих наших дней. Потому что когда жизнь закончится, мы Её там увидим, Матерь Божью. По нашей сегодняшней жизни мы не заслуживаем этой встречи. Но вот когда жизнь закончится, мы Её там увидим. И вот что мы Ей скажем? Как наша воля была направляема в сторону Бога, как мы воспринимали этот день Благовещения, чем он был для нас? Рыбой на столе в день поста – и только ли? Ведь за всеми этими моментами есть глубочайший духовный, сакральный смысл, войти в который нужно успеть. Жизнь короткая, можно вот так и пробежаться по храму, выполнить что-то, что нужно выполнить: ну, свечку поставить, записку подать, что-то такое прочитать, сказать, произнести и уйти.

Войти в смысл внутренний и глубокий призван каждый человек, чтобы свою волю направить на сторону воли Божьей и, соединяясь с Богом, Богу довериться, уйдя от логики человеческой, потому что у Бога много, с нашей точки зрения, нелогичного. Доверяя Ему, надо иметь готовность быть Ему верными, то есть служить Ему, принося, как Матерь Божья, нашу готовность служению Церкви.

Вы знаете, сегодня я как священник обращаю внимание на вот этот глубинный момент: есть люди с готовностью бескорыстного служения Церкви, и я таких вижу на нашем приходе. Причём, знаете, Господь Сам соизмеряет, в какой степени и кому из них даже жалование получать (потому что нужно на что-то жить). Они имеют готовность ради Христа, во славу Божью отдавать свои силы, время и средства. Я печалюсь, когда не нахожу в людях этой готовности. Знаете, это бесовское потребительство: взять – и уйти, ничего не отдав. Мы всегда должны быть готовы отдавать. Как важно человеку что-то вложить, чтобы пришедший после него мог это взять и тоже порадоваться готовности иметь часть с Богом, отдавая здесь, чтобы там получить. Во всём этом есть большое, значимое, к чему важно подойти, когда готов человек. Пока он не готов, это не состоится. Призвание к чистоте и высоте связано с готовностью каждого из нас добровольно и с доверием пойти за Богом. Это не наши планы, это Божье произволение, Его домостроительство о жизни каждого из нас, о жизни нашей семьи, о нашем будущем, о нашем последнем дне, о встрече, которая будет там, за гробом.

Сегодняшняя благая весть – стук в наше сердце с вопросом: «Как ты живёшь, человек? Готов ли ты Бога принять, готов ли ты от земного подняться выше, простив тех, кто возле тебя, и испросив у них прощения». С Праздником!

Протоиерей Андрей Алексеев