Проповедь в Неделю пятую Великого поста, прп. Марии Египетской. 2 апреля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
2 апреля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 10:32-45
Лк. 7:36-50

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вступая, дорогие братья сестры, в последнюю неделю поста (ведь Великий пост, как мы знаем, завершается в Вербное воскресенье, а Страстная седмица – это особые дни, присоединяющиеся к этому периоду) мы с вами имеем возможность чаще причащаться Святых Тайн Христовых.

Святая Евхаристия, принесение Бескровной Жертвы – это для нас с вами то райское древо бессмертия, вкушая от плодов которого, прародители Адам и Ева не умирали в раю, получали особые силы. Это древо было прообразователем, от Бога данным благословением, которое символизировало то событие, которого мы с вами приобщаемся сегодня. Если бы не было падения прародителей, Христос пришёл бы в мир всё равно, но не было бы Креста, не было бы Его страданий... Но теперь мы с вами получаем это счастье соединения с Богом в Причастии после страшных событий убийства нами нашего Бога.

В таинстве Евхаристии мы с вами, причащаясь Тела и Крови Христовых, получаем огромную силу, поддержку и помощь во всех наших благих делах и начинаниях. Так случается, что некоторые из христиан именно в эти дни – и, к сожалению, только в эти дни – приходят в храм для того, чтобы принести покаяние и причаститься. То, что приходят – хорошо, очень хорошо, но то, что только в эти дни – это неправильно. Иметь возможность по благословению Божию причащаться часто, но этой возможностью пренебрегать – это большое неблагоразумие. И здесь можно только посочувствовать людям. Правда, ну как можно их ругать? Они пришли. Порадоваться нужно, что они пришли. Но стоит и посочувствовать, потому что в этом Таинстве мы с Богом соединяемся. Во всякой малой частице Святого Причастия – даже в самой незначительной по размеру – весь Христос.

И мы в наше больное тело принимаем чистое, бессмертное, нетленное, воскресшее, здоровое Тело Бога. Мы меняемся, преображаемся, мы нуждаемся с вами в этом очищении, в получении внутреннего импульса для порыва к небу. Мы нуждаемся в том Свете, входя в который, мы с вами ощущаем приближение Пасхи, и общающиеся с нами тоже это приближение Пасхи через нас чувствуют.

Знаете, бывают случаи в нашей мирской жизни: смотришь – идёт человек по улице и радуется, и вокруг него ощущение света. С ним вместе хорошо. А другой – сквернословит, и от этого плохо.

В жизни каждого из нас есть возможность соединиться, по слову преподобного Антония, либо с Господом – по образу жизни и мыслей наших, либо – с дьяволом, если мы с ним единодуховны по-нашему неблаговидному течению жизни.

Первые христиане причащались за каждой Литургией. Они имели внутренний порыв души и, с Богом соединяясь, получали от Него особые дары. Мы не имеем сегодня с вами этого ревностного горения. Но Великим постом, хоть в некоторой степени усиливая нашу духовную жизнь, мы сподобляемся возможности войти в это состояние более частого доступа к Таинству. Мы всё равно плохо готовимся, конечно. Но если священник нас благословляет чаще причащаться Святых Тайн Христовых, то иметь дерзновение и стремление этому следовать нужно.

У Бога о каждом из нас есть свой замысел – и здесь, для этого мира, и там, для будущей жизни. Что будет там, нам мало открыто, но развитие личности будет продолжаться, несомненно, и там. И каждый из нас будет иметь там своё служение.

У Бога всё настолько удивительно управлено. И здесь мы с вами находимся на экзамене и доказываем Богу нашу готовность быть с Ним, служить Ему, а ещё – готовность учиться жить для других людей. Вот этому искусству важно научиться человеку добровольно и свободно в этой жизни. Это вложено в каждого из нас – искусство жить для других людей. С точки зрения мира и его законов, это сумасшествие, безумие, потому что те правила, по которым сегодня всё больше живёт мир, удаляющийся от Христа, это жизнь для себя. Это удовлетворение своих потребностей, это крайние формы эгоизма, что, конечно, является присягой дьяволу. Это деградация личности, это духовное самоубийство. Только когда отдаёшь, тогда ты по-настоящему получаешь. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Твоё только то, что ты отдал». Тот, кто вкусил от этой сладости жизни для других, понимает, о чем идёт речь. Кто не вкусил от этого – он не понимает. Он пользуется, берёт, получает – и находит объяснение тому, почему он только берёт. Он ищет возможности урвать ещё, схватить, и по-животному радуется тому, что удалось получить некий кусок. Но это всё – путь в никуда. Но когда человек находит в себе силы отдать, то он ощущает другое состояние. Он Богом встречается потому, что Бог отдавал, и примером этой отдачи Богом Самого Себя является Крест. Вот он –символ любви, когда Бог до смерти отдает Себя ближнему, то есть творению Своему, и отдает без остатка.

Конечно, мы сегодня на такое не готовы. Но вот учиться этому искусству мы должны, свободно и добровольно. И когда в нашей жизни находятся эти минуты готовности служения – это радостно, это очень вдохновенно. А особенно вдохновенно, когда этому учатся дети. Причём ты отличаешь, замечаешь и чувствуешь то состояние, когда это именно то самое, о чем сейчас идёт речь: готовность отдачи себя, глубокая и искренняя. Конечно, мы все в пути, но когда это есть и ты это ощущаешь – это очень вдохновляет.

Я вас благодарю за сегодняшнюю службу. Я всегда особо жду этой службы раз в месяц, когда на наш клирос приходят юные и поют. И вот мы сегодня с вами слышали пение юных девиц, которые рано встали, чтобы Бога прославить – как птицы поднимаются и дают концерт Богу ранним утром. Спасибо вам!

Радуюсь вместе с вами и призываю на вас Божие благословение. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев