Проповедь в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную. 19 марта 2017 г. (Литургия)

Дата: 
19 марта 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 8:34-9:1

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодняшний день – центральный из дней Великого Поста, поскольку пост заканчивается через две недели, а Страстная Седмица – это особые дни, примыкающие к Четыредесятнице. Этот день является центром поста не случайно. Он и находится календарно посередине, и Страстная неделя перекликается с этим днём, поскольку от него идёт эхо по всей седмице.

События относятся к Кресту, символ которого сейчас находится в храмах, в каждом храме: и в глухих деревнях, и в столичном городе, и в крупных мегаполисах, и в маленьких населенных пунктах. Столько прошло веков, но люди притекают к этому орудию пытки, а вместе с тем – символу радости, месту позора, а вместе с тем – центру надежды. Здесь, на этом Кресте, распята Любовь. Распята нами, конечно, потому что, совершая неблаговидное, уклоняясь от веры, уходя от правды, все мы совершаем преступление. Но вместе с тем эти слова Евангелия, этот голос Христов звучат сегодня в небольшом отрывке Евангелия от Марка настолько сильно и убедительно, что не всякий человек – а уж тем более те, кто не вкушает от духовной христианской пищи, – может принять эти слова. Потому что предложение отвергнуться себя и взять Крест, пойти за Богом, может принять только тот, кто имеет готовность. Но даже когда он не имеет готовности, эти слова звучат, и этому человеку приходится как-то выбирать: либо исповедовать свою веру, либо убежать от неё.

Знаете, когда человек духовно слеп, его душа всё равно жива. И часто ему не хочется слышать ни о вере, ни о Боге, чтобы только совесть его не укоряла. Вот почему некоторые просят не читать при них молитвы, не напоминать о том, что есть воскресная служба – чтобы только об этом не думать, чтобы уйти, сбежать от укоров совести, которые изнутри обжигают нервы человека и пытают его ум. И он бежит… бежит в то пространство, которое создал дьявол как альтернативу Божьего мира, и в этом пространстве пытается найти утешение. Но это невозможно. Потому что ничто в этом мире не в состоянии заменить духовной пищи. Этот голод испытывает каждая душа, но нежелание или неготовность, незнание… Что такое незнание? Есть ли оно? Отчасти да, но только отчасти. Бог стучит в каждое сердце, предлагает это знание, приглашает постепенно войти в поступательное развитие души, которое Он проводит путями Креста Своего. Поэтому перед каждым человеком Господь ставит задачи, мы просто их не видим. Будучи несовершенными, мы часто судим по внешней жизни того, кто кажется нам неблаговидным или очень грешным. А важно за собой смотреть…

Предложение отречься от своих взглядов, от несовершенства своего, от себя самого, предполагает необходимость взамен этого что-то получить. Это очень важное обстоятельство, на которое Святые отцы обращают внимание тех, кто ищет правды. Бог не только предлагает отказаться от своего – ведь взамен нужно что-то дать …Ты отказываешься от своего несовершенного – и получаешь Крест. Кого-то пугает это слово. Но ведь этот крест – это ключ к Небесному Царству. И если его не взять, то войти в рай человеку невозможно, другого пути не существует. Для того, кто учится этому искусству быть христианином, Господь, особенно в период Великого поста, непременно ставит задачи, связанные с людьми, которые его окружают. Это неудобные ситуации, в которые Господь нас вводит, чтоб мы учились смиряться.

Преподобный авва Дорофей говорит: «Пока ты находишься в келье своей, в доме своём – ты себя не видишь и можешь посчитать, что ты чего-то добился. Но как только ты выходишь на люди, тут же обнажается в тебе то твоё несовершенство, то твоё мерзкое и гадкое, что стоит врачевать и для чего Господь даёт средства». И Крест – это ещё и указатель пути, куда надо двигаться. Бог указывает направление движения через Церковь. Чтобы человек прошёл эту огранку, ему нужно себе обтесать углы. Если он этого делать не будет, то тогда присутствие его в этом мире только формально, его жизнь неполноценна. Он должен пройти испытания и учиться смирению, должен учится самому трудному – любить людей, потому что иначе Бога не полюбишь.

Нет другой тропинки к любви Божьей без того, чтобы учиться любить людей. Начало этой любви – в заботе о людях, во внимании к ним, в служении им. А условие, чтобы начался этот процесс, заключено в словах «отвергнись себя», то есть это самоотвержение, так как мы все с вами эгоисты. Самолюбие наше очень видно. Но если мы не будем, с помощью Божьей, выжимать из себя эту гадость, если не будем понуждать себя учиться искусству служения другим людям и смирению, мы с вами превратимся, даже присутствуя в храме, в «святого сатану». Внешне он соответствует – он постится, не ест, не пьёт, он в храм заходит, молитвы вычитывает, докладывает обо всём на исповеди, открывает уста и принимает Тело и Кровь… Но причащается «в суд или во осуждение». Всё это – если он не учится искусству любви. Это серьёзная вещь.

Центр поста сегодня, главный день, который венчает собою тот пик, который нужно пройти, поднимаясь на вершину. Страстная седмица – это отдельная неделя. А вот он, центр поста – Крестопоклонная.

Ты учишься любви к людям? Что ты сделал? Учишься сейчас общаться с теми, кто не мил тебе, кто раздражает тебя, кто невыносим для тебя, кого ты ненавидишь, с кем ты не выстроил отношения?.. Как ты пытаешься их преодолеть? Ты пытаешься что-то делать? Указание, куда идти, есть, а ответ – «отвергнись себя». Взятие креста предполагает определенные действия, и они благословлены Богом и Церковью. Только это сподвигает нас измениться, потому что в нашем нынешнем состоянии мы не можем войти в Небесное Царство, мы не сможем там находиться – это будет невыносимо мирскому, неподготовленному человеку. Как бывает человеку невыносимо, потому что в помещении душно, или потому что рядом сквернословят или блудят, и он бежит оттуда: он не такой. А если он такой, тогда, находясь рядом, он вместе ними разделяет всё то, что они там делают. Потому что он им единодуховен, ему там отрадно, хоть душа и скорбит, но она уже зачерствела. Вот так же бывает невыносимо людям, которые живут вне света, прийти в свет. Это тяжело… хочется бежать, даже не хочется слышать об этом, потому что – другой дух.

И вот в этот центральный день поста, когда особо воспоминается символ этой победы, ключ к дверям и, собственно, сама дверь в Царствие Божие в этом Кресте, нам предлагается задуматься: каковы мы с вами и есть ли у нас готовность не на словах, а на деле учиться этому служению другим и отвержению себя. Это серьёзный вопрос. Если готовы – тогда это другая жизнь. Просто другая. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев