Проповедь в Неделю о Страшном суде. 19 февраля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
19 февраля 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Мф. 25:31-46

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В эту мясопустную неделю, когда мы заговляемся на мясо и готовимся к Масленице и затем к Великому Посту, мы в очередной раз читаем Евангелие о Страшном Суде.

И, читая о том, как Господь отделяет людей: одних – для Небесного Царства, а других – для геены, важно понять, что для Господа это величайшая скорбь, когда Он видит тех людей, которые сознательно и добровольно встали на путь отвержения Его креста. А вместе с тем – радость для Него, что есть те люди, которые Его услышали. Причем заметьте, Он не спрашивает о мировоззрении, о принадлежности к какому-то направлению мысли или идеи – Он всматривается в сердце и говорит о человеколюбии, потому что невозможно возлюбить Бога, если ближнего не любишь. Мы видим рассуждения в евангельском тексте: накормил ли, напоил ли ближнего, думал ли о другом человеке; был кто болен – посетил ли ты его? В темницу пришел ли к узнику, напитал ли его духовно и телесно? Глубочайший смысл в этих словах. Люди удивляются: «Разве мы Тебя, Господи, принимали? Всё это делали мы (или не делали) не Тебе. Или – Тебе?». Написаны эти слова много веков назад, но актуальны для всякого периода времени.

А переводя внимание к нашему маленькому пространству здесь. в Северном Бутово, на этом небольшом красивом кусочке земли, хочу вот что вам сказать, дорогие братья и сестры. Вот сейчас здесь, на этом маленьком пространстве московского района, совершается то самое евангельское благовестие, которое актуально для любой эпохи. Как настоятель храма я не могу не коснуться этой темы, имеющей отношение к сегодняшнему Евангельскому чтению. Речь идёт о благословении и о проклятии, которые сам человек выбирает своим сердцем.

Об этом свидетельствуют в том числе и записывая на бумаге свой голос – во имя Божие или против Него. Это страшно, когда против Него, и отрадно, когда за Него. Просматривая страницы истории, мы с вами порой ужасаемся, удивляемся и бываем потрясены от того ужаса, который запечатлен в кинохронике, в фильмах той эпохи, когда царили откровенное богоборчество и страшное, коварное, жуткое бесовское состояние, испытываемое людьми. А вместе с тем, здесь у нас чувствуется, пусть в меньшей степени, но то же самое.

Я вот не забуду, как в Гагаринском районе на публичных слушаниях, на которых мне случилось присутствовать, люди единогласно проголосовали против храма. И была совсем небольшая горстка людей на улице, которая поддерживала строительство, но их не слушали. Причём, вы знаете, есть такой лукавый аргумент – безусловно, бесовский, здесь не нужно иного толкования – когда человек говорит: «Нет, я верующий, ребята, вы поймите, я в Бога верю, просто храма мне здесь не нужно. Потому что я хочу здесь отдыхать, я хочу развлекаться. А вы давайте в другое место, вот там где-нибудь между гаражей, подальше, в сторонке. А вот самое красивое место здесь – для меня». А ведь раньше на самом красивом месте как раз строили храм! И на самом высоком –чтоб видно было издалека.

Я вчера читал одну из подписей в петиции мэру Москвы: «Не допустите этого очередного рассадника религии». Когда это написано? Вчера, позавчера. Не 50, не 100 лет назад, а в наше время. Что интересно, этот будущий православный храмовый комплекс в Северном Бутово уникален тем, что он в себя вберёт всё, что было сказано в Евангелии: напитать, накормить, утешить – здесь всё это есть, будет. Вспомним, как мы ходили в тюрьму и там утешали страждущих людей, раскаявшихся преступников. Это будет огромный центр социального значения, и именно поэтому возникает такая лютая ненависть со стороны дьявола к тому, что здесь проектируется.

Я уже рассказывал кому-то из вас, но проповедь записывается, и я хотел бы, чтобы её прочитали те, кто находится в колебании. Надо же, такое совпадение: сегодня не только в кабинетах больших начальников, но даже в классах школ обсуждают вопрос этой поляны. У нас в храме есть девушка, наша прихожанка, ученица 11-го класса. Весь её класс против храма. Весь класс! Когда эта девушка сказала, что она «за», то ей объявили бойкот. Не везде это обсуждается, но у неё в классе все были против.

Я вспоминаю рассуждения одной девушки на публичных слушаниях. Она, движимая тёмной силой (не понимая, конечно, этого, так как духовной работы она не ведёт), говорила: «Я не против храма, просто я бегаю по этому маршруту, нельзя ли храм подвинуть?» Знаете, это всё серьезно звучало! «Я не против Бога, я в Него верю, я просто бегаю в эту сторону, можно храм подвинуть? Господи, уйди в сторону, не мешай мне бегать». Я не утрирую.

Вспоминается разговор Вениамина Федченкова, тогда иеромонаха, с одним моряком в поезде. Моряк стал поливать его грязью, кричать:

– Зачем ваши храмы, благолепие, золото, к чему всё это?..

И будущий епископ молился Богу, как бы объяснить этому человеку, чтобы он понял. И он увидел, что у спутницы моряка на пальце золотое колечко, красивое, довольно дорогое… Хотя какие возможности у моряка? И он спросил:

– А вот колечко у девушки на пальце чьё?

Моряк отвечает с гордостью:

– Это я купил. Я долго собирал.
– А зачем ты купил это кольцо?
– Потому что я её люблю! Я собирал долго и купил самое лучшее, какое смог.
– Ну вот посмотри, мы Бога тоже любим и самое лучшее Ему отдаём. Ему это не нужно, но это наше отношение к Нему.

А Он смотрит и испытывает нас: каков ты сейчас, с твоей верой? Здесь и сейчас, в нашем районе испытывает. Не когда-то там давным-давно, в стародавние времена, а сейчас.

Можно по-разному относиться к происходящему, и в сегодняшнем Евангелии – совсем простые рассуждения: «накормил ли, напоил ли, позаботился ли»… Когда мы будем строить здесь, то будет совершаться то незримое, что непременно будет явлено, потому что у Господа ни один день не остается незамеченным, ни одно воздыхание не остается не услышанным. Мы не будем поддаваться на провокации, но мы должны помолиться с вами, чтобы свершилась воля Божия. Я очень надеюсь, что эти люди, которые не понимают сегодня, что творят (прости им, Господи), придут потом сюда и покаются. Но я вас хочу предупредить: это не последний толчок того, что будет. Верю, что Господь не оставит нас и мы пройдём этот этап, но это этап не последний. Я знаю, что происходило в тех местах Москвы, где были вот такие красивые площади, отданные Богу. Будут приходить, будут протестовать… Я знаю случаи, когда жгли, когда избивали рабочих, когда устраивали массовые протесты, потасовки … Мы должны понимать, чем движимы эти люди и кто их господин. А вместе с тем, мы должны знать, как правильно, мудро и по-христиански, в рамках государственного закона, отстаивать свои интересы. Отрадно, что государственная власть поддерживает именно нас, а не бунтовщиков, которые пленяют не утвердившихся людей, которые не понимают, что мы хотим сделать для них. Никто из них здесь не был, нашей жизни не знает, наших мотивов не ведает, уклада нашей жизни не вмещает. Они не верят в это, потому что чаще встречались в жизни с другими мотивами и примерами.

Я прошу вас, дорогие: имея свою позицию и отстаивая её, в том числе и в социальных сетях, где сегодня изливается эта грязь, будьте аккуратны. Аргумент один, второй, третий – и достаточно: не вступайте в многочасовую полемику с этими людьми, не нужно. Позицию должно выразить трижды, а дальше – просто молиться. Потому что когда один ругает другого, то удержаться от осуждения уже очень сложно. Но вместе с тем, аргумент в сторону правды и поддержки важно выразить, и позицию свою важно иметь. Это тоже исповедание веры. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев