Проповедь в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы. 12 марта 2017 г. (Литургия)

Дата: 
12 марта 2017, воскресенье

Евангельское чтение:
Мк. 2:1-12
Ин. 10:9-16

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Во вторую неделю поста, дорогие братья и сёстры, мы с вами вновь открываем евангельское чтение (сегодня – от апостола Марка), где в очередной раз в церковном году повествуется об известной для нас истории, когда четыре друга принесли к Спасителю близкого им человека и, движимые чувством веры, понимая невозможность подойти к Нему обычным путём, подняли одр на крышу дома, разобрали кровлю и спустили страждущего к ногам Христа.

В жизни каждого из нас есть внешние события. Каждый наш день – это прежде всего испытание нашей веры. Как бы ни звучало это в современном светском обществе, но это правда, потому что мы исповедуем Христа или от Него отрекаемся каждый день.

Всё возле нас. Больной человек, которого подняли его друзья и принесли ко Христу, не только сам по себе ценен для понимания того, что двигало людьми, принесшими его, страждущего, к ногам Спасителя, но является и неким прообразом нашей души, лежащей на одре болезни и нуждающейся в необходимости подняться. Когда мы сами не можем, мы зовём тех, кто может нас поднять – поднять в духовном понимании, для того чтобы после этого подъёма, призванные к высоте, а не к низости, мы имели возможность подняться, чтобы опуститься. Подняться выше, чтобы перед Богом опуститься, как опустился одр с немощным человеком.

Христос исцеляет страждущего, но прежде отпускает ему его грехи. Вначале отпускаются грехи человека, а затем он исцеляется – так всегда бывает, поскольку болезнь есть следствие нашей греховной жизни, и нет людей здоровых. Бывает, чрезмерная увлечённость здоровьем делает человека рабом лечения. Это неправильно: уделяя внимание своему здоровью, нужно иметь рассудительность, ибо, как сказано в святоотеческих поучениях, «Здоровье – милость Божья, а болезнь и немощь – великая милость Божья».

Чувствуя, что сам не справляется, человек зовёт Бога в помощь. Несчастный, который не мог прийти сам, позвал своих друзей. Они не сказали Богу ни слова. Вы знаете, постом обостряется восприятие Божьего Слова. Так вот, в одном месте я вот с каким толкованием столкнулся: святые повествуют, что Господь слышал, как по земле отдавались шаги тех людей. Святым, подобным Ему по своей духовной жизни, открылись тайны бытия, поступков людей, событий в мире, которые нам недоступны, потому что мы в нашей духовной жизни притуплены, не заострены. А Господь слышал, как по земле отдавались шаги тех людей. И в каждом шаге было проявление их любви к ближнему. Удивительно! Шаг с любовью. Бывает шаг с ненавистью, а бывает – с любовью. Порывы у человека бывают разные: восторженные, но не духовные, эмоциональные и душевные, но внутренне неглубокие и очень поверхностные.

Совсем недавно пришла женщина и рассказала о чувствах, которые испытала к одному человеку. Когда мы разобрали эти чувства (а она замужняя женщина), то стало понятно, что речь идёт о блудной страсти к мужчине. У неё не могло быть чисто дружеских отношений к нему: она мужняя жена, к этим отношениям неизменно будет примешиваться блудная страсть. Вот так тонки особенности духовного ведения, и постом они обнажаются. А если духовную жизнь не вести, то грани размываются. Как часто в современном мире этой блудной страстью заражаются люди, которые флиртуют (есть такое слово, знаете, мушкетёрское). Вроде незаметно: «Я же никому не изменил» – но так ли это? Некоторые мужчины и женщины делают это постоянно. Они не вступают в блудную страсть непосредственно, не «оскверняют ложе», но в мыслях поведением своим они совершают то, о чём премудрый Соломон когда-то писал: «Блудницу узнаешь по поднятию глаз». Человек настолько обнажает в себе это (а бес глумится над ним), что вот это блудное состояние чувствуется буквально. Идёт или едет человек, но по всему видно, что он заражён этим состоянием.

Как священник хочу признаться: когда постом ты хочешь хоть в малой степени постараться подняться выше, ты начинаешь ощущать внутреннее состояние другого человека: ты чувствуешь, в каком состоянии приходит к тебе человек. В другое время вот так ты этого не ощущаешь. Нет, ты чувствуешь что-то, но не так остро. И бывает невозможно с человеком общаться, просто тяжко беседовать с ним и разговаривать. На этой неделе я позвонил одной женщине. Я не мог с ней говорить, я в церковном дворе её увидел, буквально несколько слов произнёс, она взяла благословение и уехала, очень торопилась. Я тоже сел в машину и поехал, чтоб потом вернуться на Подворье через некоторое время. Еду и чувствую: я не могу не позвонить ей. Позвонил и спросил: «Скажите, что происходит с Вами? Я не мог с Вами беседовать, Вы находитесь не в том состоянии, Вы не в Святом Духе, давайте что-то делать, так нельзя». Вы знаете, что интересно: занявшись этим вопросом, озаботившись своим состоянием, женщина вышла из этого состояния. И потом позвонила мне и поблагодарила, и я даже по телефону почувствовал, что она внутренне изменилась. А ведь до этого невозможно было беседу вести: просит благословения человек, но получает ли он его? И на что он его получает?

Четыре друга взяли одр и понесли его за благословением к Богу, и Бог благословил страждущего, отпустил ему грехи и исцелил. Невозможно отпустить грехи тому, кто не кается. А чтобы понять, что ты неправ, должно осознать степень своей неправоты, нужно почувствовать, что ты сейчас не в верном состоянии находишься и нуждаешься в том, чтобы Господь поднял тебя. Но если ты не борешься с собою, с состоянием своей страстности, если ты не читаешь, не рассуждаешь, не имеешь готовности погружаться в Божье Слово – а постом нужно ещё более основательно читать Священное Писание…

Вспоминаю один случай, который в годы студенчества меня потряс: семинарист потерял веру. Студент духовной семинарии, находясь в духовной семинарии, потерял веру! Она вдруг ушла, и в ужасе он прибежал к духовнику: «Я веру потерял! Я прихожу в храм – и ничего не чувствую! Я иду на службу – и Бога не ощущаю!». Духовник спросил: «Ты Евангелие каждый день читаешь?» – «Нет, много дел. Учёба, послушания, не успеваю». – «Иди и читай как можно больше каждый день! Слышишь?» – «Да». – «Как можно больше и каждый день. Меньше спи и больше читай Евангелие». Студент пошёл читать – через месяц вера вернулась. Он почувствовал другое состояние – вера вернулась!

Мы сейчас поднимаем тему, которая не из мирской системы координат. В пространстве людей, которые отошли от Бога и не имеют веры, то, о чём мы говорим сейчас, – безумие. Можно посочувствовать тем, кто не понимает, о чём сейчас говорится и что сейчас обсуждается. Сейчас время поста, и я очень прошу вас, дорогие братья и сёстры, обратить внимание на укрепление вашей веры. Осознать, что ни одно событие в вашей жизни не случайно. За всем этим есть нечто, о чём святые рассуждают так: важно не то, что происходит, а для чего это происходит: для того, чтобы ты усилил свою внутреннюю работу, Бога позвал в помощь, тем более, если ты уже в почтенных годах и тебе скоро домой. Господь, заботясь о тебе, посылает испытания, чтобы ты чаще звал Его. Имея попечение о внешнем, больше беспокоился о внутреннем. Чтобы то жилище, которое ты должен занять по окончании пути земного, было бы благоукрашенным и соответствовало бы духовным нормам. Постараемся, дорогие братья и сёстры, быть внимательны к этому важному обстоятельству. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев