Проповедь в Неделю о блудном сыне. 12 февраля 2017 г. (Литургия)

Дата: 
12 февраля 2017, воскресенье

Евангельские чтения:
Лк. 15:11-32
Мф. 5:14-19

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Сегодня у нас, дорогие братья и сестры, ещё одна ступень приготовления к Великому посту. Во время Евангельского чтения мы слушали притчу о блудном сыне. Рассказ об этом событии актуален для всякого живущего в этом мире человека.

Толкователи Священного Писания, отцы Церкви, в первую очередь обращают внимание на темы покаяния и прощения в этой притче.

Тот сын, который потребовал своё имение и явил дерзость в отношении отца, получил просимое. А затем, блудно всё прожив, испытал состояние отчуждения и глубокого падения в бездну. Вместе с тем, он выказал готовность и желание, воспринимая божественное слово, идти к отцу, чтобы проситься в наемники, уже даже не думая о восстановлении в сыновстве. Но просматривающий дорогу его жизни отец, едва только узрел его движение, кинулся к нему на шею и явил милосердие в своем прощении, не только восстанавливая своё сердечное чувство к сыну, но и возвращая ему то, что давало право власти. Потому что, пав, сын его покаялся, имея желание измениться, и обрёл от Бога, от Отца, не только прощение, но возвращение своего достоинства, дающего полномочия и власть.

Так же и каждому из нас, обращающемуся к Богу с покаянным чувством, возвращается то состояние, которое нас именует христианами, то есть помазанниками Божьими, через Христа Спасителя, по Его божественной благодати, имеющим возможность войти в Небесное Царство и быть вместе с Ним там.

Вот то первое состояние, которое сегодня предложено для внимания тем, кто чает в своей жизни научиться этому внутреннему импульсу, готовности идти за Богом с чувством раскаяния. Потому что для того, чтобы Господь услышал, необходима искренность, и, как пишут Святые отцы, «нужно вначале повернуться к греху спиной, а к Богу стать лицом». Ибо невозможно признавать свою вину, не имея готовности исправляться и трудится, делами являя исполнение Божьего закона в меру своей готовности и желания идти за Ним и трудиться, чтобы измениться и обожиться.

Вместе с тем, здесь показан ещё один очень важный аспект: это принятие покаяния от другого человека, пришедшего к нам просить у нас прощения. Состояние второго сына, который из печали и зависти даже не хочет называть братом своего кровного брата, именуя его словами «твой сын». Он расстроен, он негодует, он осуждает и не готов прощать, находясь в этот момент в состоянии внутреннего духовного одичания. С одной стороны, он будто бы праведен: ведь он не ушёл от отца, а с другой стороны, он даже в дом не входит, остаётся на улице в знак своего негодования, неприятия и осуждения – как брата, так и отца в этой ситуации. В нем нет готовности разделить глубокую радость отца о сыне, который умирал, но воскрес, был мёртв, но, восстав, вернулся к жизни, возвратился домой и получил, что ему по праву принадлежало. Трудно принять это состояние тому, кто оставался в этой, казалось бы, внешней правде.

Но что происходит внутри у этого человека? Сын не заходит в дом, и к нему на улицу выходит отец. Он просит и молит войти его, но страшный сын в гневе бросает ему слова, которые, конечно, ранят отцовское сердце. Но и здесь является милосердие со стороны родителя, который говорит: «Сын мой, всё моё – твоё». Мы с вами нередко бываем в жизни на месте и одного, и второго сына. Нам приходится порой бывать и на месте отца.

Все эти три состояния, которые предложены сегодня для нашего внутреннего взора, очень сходны с тем, что переживаем мы в нашей жизни. Ибо всякий из нас, повторим, бывает и блудным сыном, и старшим сыном, не желающим войти в дом, то есть разделить радость от прощения и принять слово покаяние, но в то же время мы бываем и на месте отца, который принимает покаяние сына (ближнего) и имеет радость и теплоту. Он возвращает первую одежду – ту удобную одежду, которая не стесняет движений и которая уже является частью твоей жизни. Ты надеваешь её – и ощущаешь себя в состоянии теплоты и радости. Именно эту одежду, одежду любви, надевает на своего сына милосердный отец. Он надевает на его палец перстень, который восстанавливает его право власти, даёт ему снова права наследника, имеющего большие полномочия, имеющего получить царство.

И вместе с тем – упитанный телец и пир, который разделяют пришедшие к Богу люди… Это прообраз того пира в Царствии Небесном, который даёт Божественный Жених Спаситель Христос, приглашая нас вместе разделить счастье от общения с Ним.

Вот такое Евангельское повествование сегодня нам дано для духовного рассуждения, потому что для каждого из нас впереди – время поста. Это тот период воздержания, в течение которого мы с вами будем иметь возможность войти в иное состояние. Но войти в него невозможно без готовности потрудиться. И формально войти и назвать постом то, что душа твоя не в состоянии воспринять, – это тоже неправильно, потому что нам предлагается нечто большее. Нам Сам Господь раскрывает двери, чтобы мы погрузились в то, чего пока не имеем, что рассеяли или чего вообще никогда ранее не воспринимали. Это и есть новое состояние, которое даёт нам ощутить то, что именуется Пасхой, то есть переходом от временного в вечному, от внешнего к внутреннему, от земного к небесному.

Ещё осталось две ступени: следующее воскресение – Неделя о Страшном суде, и затем – Прощённое воскресение. А далее – шаг к тому, что должно открыться пред нами в новой возможности встречи с Богом. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев