Представление Вертепного театра в стенах воскресной школы

На Святках в нашей воскресной школе прошли представления Вертепного театра.

В переводе со старославянского вертеп (вьртьпъ) – это пещера. И чаще всего этим словом обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме: совсем недавно, в ходе путешествия по Святой Земле, там побывали и смогли помолиться на Божественной Литургии некоторые наши прихожане. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Над звездой теплится шестнадцать лампад. Сами Ясли – кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, – были вывезены в VII веке в Рим, а нишу, где некогда стояла эта великая святыня, позже обложили мрамором.

Этот подлинный Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей: резные деревянные, из картона и папье-маше, из глины или фарфора, эти панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были в старину своего рода Библией для неграмотных. В лавках Иерусалима, например, и сейчас предлагаются деревянные вертепы разных размеров; некоторые из тех, которые нам удалось увидеть, состоят из десятков искусно вырезанных фигур.

А в наших русских храмах обычно над иконой Рождества сооружают небольшой шатер-вертеп из еловых веток. У нас на Подворье такой вертеп в нынешнем году традиционно украшен изображением Вифлеемской звезды, а перед ним установлены фигуры животных – белого медведя и оленя: ведь мы живём в северной стране. Удивительно, что по приезде в Вифлеем в гостинице, где должна была жить наша паломническая группа, мы обнаружили наряженную рождественскую ель, мохнатые ветви которой как бы приоткрывали вход в таинственный полумрак вертепа, а перед входом стояли, заглядывая внутрь, … белый медведь и олень – почти такие же, как и те, что провожали нас от нашего родного храма на Святую Землю!

Наиболее популярны в России, особенно в XVIII-XIX вв., были вертепы театральные – короткие кукольные представления с рождественским сюжетом, для которых и изготавливались деревянные переносные ящики-домики. Были они двухэтажными, живописно украшенными изнутри, со специальными прорезями – чтобы водить кукол. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода, причём переходить с одного этажа на другой куклам было нельзя. Самый старинный вертепный ящик, обнаруженный на территории бывшей Российской империи, датируется 1591 годом.

Вертеп – это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад – дырка, куда проваливается Ирод. Классическая «труппа» вертепа – Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь. В основе представления лежит сюжет, повествующей о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога, после чего новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух и три Волхва. Волхвы рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они не ходили к Ироду – ведь тот боится, что родившийся Царь отнимет у него власть. Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К Ироду приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Ангел утешает Рахиль. К жестокому Ироду приходит Смерть, зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Герои для вертепа делались чаще всего деревянными или тряпичными, из простого недорогого материала. Божественного Младенца, например, изображал туго скрученный жгутик из белой материи; овечками, с которыми приходит поклониться Христу пастух, становились кудрявые комочки пряжи… А вот кукла, изображающая Богородицу, по вертепной традиции, должна быть сделана иначе, нежели все остальные: образ Богородицы мастера-вертепщики создавали с особой тщательностью, строго ориентируясь на иконы. Иногда же в вертепах даже ставили вместо куклы икону Божьей Матери.

В послереволюционные годы вертепные представления в России по понятным причинам были запрещены – соответственно, довольно быстро были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. И лишь в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся изучением традиционного вертепа, обратившись за помощью к известному исследователю кукольного театра, режиссеру Виктору Новацкому. Изучив белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовав вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова и в Бахрушинском музее, фольклорист отреставрировал текст вертепного представления и «оживил» рождественских кукол… С тех пор вертепные театры стали понемногу к нам возвращаться.

В нашу воскресную школу вертеп привезли наши добрые знакомые – семья Земляковых, прихожане храма Иконы Владимирской Божией Матери в Потапове: супруги Сергей Николаевич и Елена Владимировна и их сын Иван. Вот как они сами рассказывают историю своего увлечения вертепным театром:

«Впервые наше знакомство с традиционным вертепом произошло лет двадцать тому назад, в далёкие перестроечные годы, на рождественском концерте в одном старинном московском храме. Это чудесное рождественское действо так ярко запечатлелось в душе, что долгие годы после него нас не покидала идея создания собственного Вертепного театра. С одной стороны, хотелось глубже узнать традиционную народную культуру, а с другой – мы мечтали, что таким образом можно будет привлекать к участию в чудесном, праздничном христианском представлении наших крестников. И вот в прошлом году на Рождество мы впервые показали свой рождественский вертеп друзьям. Их восторженная реакция убедила нас в том, что мы старались не зря, а также придала нам уверенности – захотелось показать вертеп на следующее Рождество более широкой аудитории. Среди наших первых зрителей были прихожане храма святого князя Дмитрия Донского, через которых мы и получили приглашение поставить вертепное представление совместно с учениками воскресной школы при этом храме».

Действительно, наши ребята приняли в представлении самое активное участие. Вот на тёмную сцену вышла юная девица в ярком народном костюме и одну за другой зажгла на вертепе свечки – таинственно засветились Вифлеемская звезда и фигурки ангелов на крыше вертепного ящика… Вот появились и вдруг заговорили голосами наших мальчишек и девчонок герои рождественского повествования… А затем, по окончании сюжета, ученики нашей школы вместе с авторами и устроителями этого вертепа исполнили рождественскую колядку!

Ну а завершилось представление словом настоятеля нашего храма, протоиерея Андрея Алексеева, и совместной молитвой, в которой звучали голоса и артистов, и зрителей – а среди них были и совсем-совсем маленькие. Ведь Вертепный театр – удивительное, доступное и проникновенное действо, которое привлекает и трогает всех, независимо от возраста. Поэтому мы рады сообщить, что следующее вертепное представление предполагается подготовить и показать у нас в школе к празднику Жен-Мироносиц!

А пока предлагаем вам познакомиться с небольшим фотоотчётом и видеозаписью представления (видео любительское, так что – не судите строго за качество).

В тексте использованы материалы статьи Ю. Линде «Вертеп. Искусство, рождённое верой» («Фома», № 1 (93), январь 2011 г.)