Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. 24 декабря 2016 г. (Всенощное бдение)

Дата: 
24 декабря 2016, суббота

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня, в уже наступивший воскресный день, празднуется память святого чудотворца Спиридона Тримифунтского, и мы с вами совершаем ещё одно малое восхождение к высотам праздника Рождества Христова. Вместе с тем, каждый нас является носителем огромной ответственности: ответственности за тот род, в котором человек находится в этой земной жизни. В иконографии есть традиция изображения русских иконописцев на западной стене храмов – там, где помещаются сюжеты Страшного суда. Исследователи этого направления в духовном творчестве обращают внимание на то, что есть удивительная особенность, связанная с тем ответом на Страшном суде, который люди будут держать родами. Человек рождается в этот мир уже несовершенным, и у кого-то это вызывает недоумение: «я же не виноват, почему со мною такое происходит, за что?»

Дело в том, что в этом мире есть Богом установленные правила, и их нарушение прародителями явило в мир то зло, которое не имело влияния на людей до грехопадения. Последствия грехопадения – поврежденная природа и падшее человеческое естество, которые нуждаются в исцелении. Сам человек был не в состоянии преодолеть последствия грехопадения, поэтому в мир рождается Спаситель наш Господь Иисус Христос, Который берёт на Себя грехи всего человечества в водах Иорданских, совершает принятие страшной тяжести на Пречистое Тело Христово, затем претерпевает позорную смерть на Кресте, являет миру Свое Воскресение и… открытое Небесное Царство.

А вот дальше человек либо своей жизнью, образом мыслей и действий обесценивает приход Христа, либо входит в радость общения с Богом. И вот на этом пути нас непременно ожидают те испытания и трудности, которые являются необходимым условием, чтобы мы могли очиститься.

Мы находимся в месте изгнания – здесь не может быть максимально комфортно. Человек сегодня стремится к комфорту и, ощущая неудобства, он имеет желание уйти от трудностей, которых избежать ему не удастся. Но вот если он неправильно к ним относится и пытается сам их разрешить, он всё больше и больше заражается страстями. Не имея духовного руководства и не пытаясь верно осмысливать происходящее, он ищет схемы и модели поведения, которые популярны в современном мире. Они могут работать и даже приносить хороший по видимости результат – для внешнего мира. Эти схемы и модели поведения, подчас противоречащие Евангелию, настолько сегодня популярны! Но, заражаясь ими по наследству, человек и сам продолжает передавать то же самое, и когда рождается в семье ребенок, его обучают этим же правилам поведения и манерам. Переделать их потом сложно – не невозможно, но очень трудно. И когда движимый противоречиями человек попадает в церковную среду, ему порой и здесь хочется «помочь Церкви», внедрив привычные схемы.

Есть такой большой соблазн, когда мы приходим в церковную ограду и можем действительно принести большую пользу. Но польза будет только в том случае, если мы сами очищаем свое сердце, чтобы понять, можно ли применить ту или иную схему, порой эффективную, но неприемлемую для церковного уклада жизни. В Евангелии есть свои правила, которые прописаны Богом, и они сильно отличаются от того, что бытует в миру. Это самое трудное. Заметьте, ведь та христианская община, которая была организована Христом, особенно на первых годах, она находилась в особом состоянии. И это состояние передается всякому читающему с верой Апостольские деяния. В этом состоянии человек научатся той правде, которая бывает не принимаема современным человечеством, поскольку она иная. Заражаясь тем, что свойственно современному человеку с его ходовыми технологиями, человек может подобное принести и в церковную ограду для того, чтобы постараться и здесь достичь успеха. Трагедия состоит в том, что если оторваться от Евангельской жизни, но внести в церковную жизнь какие-то новые технологии, находящиеся вне традиций Церкви, это, конечно, может дать некий результат, но в итоге – всё рухнет.

Мы с вами наблюдали страшные страницы истории, которые именуются «безбожными». Конечно, люди всё равно имели веру в сердце, пусть и искаженную, но Церковь действительно находилась в гонении. Храмы закрылись не ни с того ни с сего, и монастыри взрывали, и священников убивали не просто так, не «вдруг». В течение ряда десятилетий и веков та традиция, которую от купели Крещения принимал русский человек и в которой постепенно шёл через годы восприятия Божественного слова, – она утрачивала своё духовное содержание. Попытка создать мощную империю тогда увенчалась внешним успехом, когда многие люди, заражаясь желанием добиться какого-то временного результата, нередко забывали о главном – о правилах, предлагаемых Христом в Евангелии. Вместе с тем, если мы посмотрим на самые главные победы, достигаемые русскими людьми в разных сферах деятельности, то увидим, что нередко они были одерживаемы не благодаря новым технологиям, а на основании тех православных и Евангельских традиций, которые можно было реализовать и в армии, что делали многие наши полководцы, и в достижениях науки, что практиковали ученые, и в административном служении.

Но наряду с этим стало прогрессировать и другое: именно уход от Евангельской традиции привел к краху империю и, к сожалению, Русскую Церковь. И последствия от этого страшного надлома мы переживаем и сегодня: ведь невозможно быстро преодолеть, невозможно быстро выздороветь. И даже внешнее благолепие Церкви совсем не означает, что внутри всё хорошо. Но не всё хорошо не в Церкви как в теле Христовом – она свята и непорочна, а в людях, находящихся в ней.

Во-первых, мы все сюда приходим больными. Но вопрос только в одном: пытаемся ли мы выздороветь и какие лекарства начинаем принимать для выздоровления. В этом отношении статистика – это очень специфичная штука. Не количеством людей, пришедших в храм, определяется победа Христа, а их готовностью идти за Христом и учиться жить по Евангелию. Если человек не попытается это реализовать в своей жизни и передать по наследству, то его потомкам это будет сделать сложнее. Нет, не невозможно, но просто сложнее. Ведь воспитываясь в каких-то традициях и их усваивая, человек может пребывать в заблуждении в течение длительного времени: по поводу цели жизни, к чему нужно стремиться, как это реализовать.

Мы с вами живем в удивительное время. Оно не лишено соблазнов, их очень много, но разве была какая-то эпоха, когда подобных соблазнов не было? Всегда они были в большей или меньшей степени. В то же время, сейчас человеку настолько открыт доступ к церковной жизни, настолько возможно войти в применение этих правил, что такую эпоху в истории надо ещё поискать! А ещё с третей стороны, нужно понять, что как бы трудно и тяжело ни было, Христос всегда один и тот же, и возможность для духовного делания во все времена доступна для человека – было бы желание, была бы готовность. Более того, мы все приходим сюда несовершенными и оступаемся на каждом шагу. Но учимся ли мы пытаться подниматься и звать Бога в помощь? Не самим решение принимать, правильное или неправильное, а сверять – по Евангелию верно я поступаю или нет? Привыкнуть к этому непросто, но пытаюсь ли я это делать, научаю ли я своих детей этому искусству? Если этого не делать, отношения с Богом уродуются. Можно дойти до полного неверия, что уже было в истории. Если не учиться жизни по Евангелию, тогда можно посвятить свое время в Церкви достижению внешних высот – но это ли цель жизни человека?

Святитель Иннокентий Московский, рассуждая о духовных школах и семинариях, писал: «Есть люди, даже среди студентов духовных семинарий, которые необучаемы. Есть процент таких студентов, которые не готовы обучаться, они пришли, движимые совсем другим, их нужно гнать». Это о духовных школах речь. Нередко и в Церковь приходит человек, движимый совершенно другими принципами жизни. Нет, из Церкви его не прогонишь, и нельзя гнать, речь о другом: нельзя принимать эти идеи как норму жизни для достижения каких-то важных результатов.

Перед нами с вами есть задача – с Богом здесь встретиться и, поддерживая наши с Ним отношения, пытаться идти с теми, кто хочет идти с нами в Небесное Царство. Не все захотят, это совершенно естественно. Кто-то уйдет, кто-то не поймет, кто-то отвергнет, но это его личное решение и желание. Никто никого не тащит в Царствие Небесное. И вот здесь очень важно понять: как бы это ни было неудобно, ты сам всё-таки готов жить по Евангелию или нет? Это сложнее всего. Вот что интересно: те, кто имеют готовность попытаться, они заражаются этим состоянием, но оно, бывает, отличатся от того, что есть в современном мире. Но когда человек начинает практиковать Евангелие в жизни, в конце концов он побеждает. И вся история Церкви содержит страницы, где люди, пытавшиеся так жить, были не очень популярными, чаще нет, но они всегда оказывались правыми, потому что с ними был Христос. И, идя за Христом, они научались правде сами и вели тех, кто хотел идти. Поэтому Господь и говорил: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя».

Зачем я всё это я говорю? Начал с того, что у нас впереди праздник Рождества Христова. С каждым днем мы к нему приближаемся. С каждым днём для тех, кто стал на путь поста, обязательно будет возрастать напряжение. Не испугаться бы. И, оступаясь, – подняться, имея готовность снова идти и учиться стараться жить по Евангелию. Даже сорвавшись, возвращаться снова, деятельно пытаться не только слышать Божье Слово, но и по нему поступать. А это всегда – самопожертвование: силы, средства, время, готовность отдавать. Это иные вклады. Не всякий готов, но тот, кто готов, должен понимать, что это не только сегодня, но и завтра, и послезавтра. Если он готов – на него будет возложено больше, чем на того, кто не готов. Это трудно. Но иначе нельзя. Нельзя Богу служить несколько минут, а потом всё остальное время жить в угоду своим страстям и бежать в то место, где можно в них погрузиться и ничего не делать в духовной жизни. Нет-нет, мы сразу не готовы, и у каждого из нас есть некоторые отдушины. Вопрос в том, насколько их много и сколько времени мы дышим парами болота, а сколько уделяем Богу, и пытаемся ли мы как-то пропорционально это изменить, чтоб всё-таки Богу большее отдавать.

Этот вопрос очень индивидуален, но об этом стоит говорить. Иначе, если эти главные темы не поднимать, мы о сути никогда не поразмышляем. Будут красивые слова, но что за ними? А ведь родами отвечать придется. Жизнь закончится… Как ты, что-то изменил, что-то исправил в твоей семье? Что постарался поменять в твоей жизни? Каким ты был примером в жизни близких и пытался ли вообще им быть? Кто был твоим учителем? На кого ты равнялся? Какие самые главные и сокровенные цели твоей жизни? Чего ты хочешь на самом деле? Что для тебя самое ценное – не на словах, а по сути? Стоит задуматься, к чему я иду, чего хочу, где мои сердечные чаяния или мечты, к чему склоняется мое сердце… Как в Евангелии: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Давайте задумаемся об этом. Впереди – Новолетие и праздник Рождества Христова. Что-то изменилось за год? Духовные ориентиры я поставил перед собой? Или только внешние? И что-то я хочу поменять в этом отношении, или я доволен собой? Вот это – большой вопрос. Давайте с этим поживем. Спаси Господи!

Протоиерей Андрей Алексеев