Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. 18 декабря 2016 г. (Литургия)

Дата: 
18 декабря 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 17:12-19
Мф. 11:27-30

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангельское чтение этого воскресного дня, дорогие братья и сестры, нам с вами – тем, кто посещает храм регулярно, – хорошо известно, поскольку оно читается всякий раз, когда мы совершаем благодарственный молебен. Это небольшой отрывок Евангелия от Луки, с двенадцатого по семнадцатый стихи – совсем немного, но именно этот отрывок взят из Евангелия и вставлен в чин благодарения Бога. Это рассказ о прокажённых, которых Господь исцелил. Десять исцелились, и лишь один вернулся, будучи самарянином, а не иудеем, чтобы Богу сказать слова благодарности. Вопрос: где остальные? И финал, обращённый к этому человеку: иди, вера твоя спасла тебя.

Предание Церкви обращает внимание на три составляющих, три духовных ступени этого чтения, три момента, которые следует отметить христианину, вникающему в смысл священных слов.

Первое – это чувство, которое должен испытывать человек, приходя к Богу. Чувство благодарения. Если в себе его не возгревать, тогда рассыпается то сакральное, священное в нашем сердце, что должно созидаться и передаваться поколениями. Вы знаете, я вот не могу не поделиться с вами. Нахожусь под большим впечатлением от семи часов, проведённых мною на этой неделе в числе небольшого количества священников, ответственных за основные направления работы в Москве. Семь часов общения с Патриархом. Вы знаете, многое можно услышать сегодня о Предстоятеле Русской Церкви. Но когда общаешься непосредственно с этим человеком и понимаешь, какая харизма, то есть Божья благодать, присутствует в нём, то на многое иначе смотришь, воспринимая самоотверженное служение человека, отдающего всего себя Церкви и Христу. Семь часов очень напряженного, осмысленного общения, докладов, отчётов за год, но – не формальных, а очень глубоких. Я под впечатлением, под сильным впечатлением. Я не первый раз на этом совете нахожусь, и всегда это бывает очень ярко, но в этот раз – особенно долго и настолько глубоко, и вот это чувство внутреннего отношения к носителю этой благодати, данной ему от Бога...

А мы часто к Богу приступаем с требованием. Мы не просим Его – мы требуем, и, не получив быстро, в назначенное нами время, мы ропщем на Него. Мы утрачиваем или не воспитываем вообще в себе чувство благоговения перед Ним. Тот человек из сегодняшнего евангельского чтения стал поодаль и стеснялся подойти, осознавая свою немощь, ничтожность свою. А мы так себя высоко ценим, что готовы тут же, в одночасье: вот только что я решил к Нему обратиться (наконец-таки!) – и уже требую чего-то. Я не прошу, нет: я требую. И если не получаю... Вот это страшно. Потому что есть такой термин: децентрализация, разрушение ощущения святости. Люди не ощущают, что они в храме, не чувствуют, куда они пришли, что здесь совершается и Кто здесь хозяин. Они не воспитывают в себе особого ощущения в собственном своём доме от того места, где они молятся, и вообще ощущения семейного очага – а ведь он тоже в себе несёт глубокую сакральную нагрузку. Это элемент нашего домашнего закона, если он с Божьим законом не сочетается, тогда нет этого состояния, тогда и не перед чем благоговеть. Так, дом как дом... Да нет же! Если ты его не наполнил, этот дом, содержанием внутренним, тогда ты и там не будешь благоговеть, и в храме не будешь.

Второй важный момент – это доверие Богу. Мы просим о чём-то, но можем не верить тому, что Бог это может. Вот мы чего-то хотим – может быть, после чтения Евангельского, после поучения святоотеческого, после совета священника как-то вдруг вспомнилось, что можно вот так, с молитвой, просить – ну, мы к Нему и обращаемся: «Господи, ну вот надо мне, ну вот хочется!» – в семейной ли жизни, в учебных делах или в прочем чём-то, в общении с людьми что-то надо решить – но мы не верим, что это возможно, что это получится. Мы вроде как и делаем, но это дело, знаете, такое ненадёжное. Здесь же, в сегодняшнем чтении, Господь обращается к человеку и говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя. Дерзай». То есть – «Иди, действуй, двигайся: Я всё могу. Я готов поддержать тебя, Я всё могу, абсолютно всё! Ты веришь Мне? Ты обращаешься ко Мне, ты в это веришь? Какова твоя внутренняя сила, готовность в это поверить?»

Это ведь тоже нужно тренировать человеку в своей жизни. Не просто читать об этом, а тренировать, воспитывать общением с Богом и осознанием, Кто перед тобою. Когда нас вызывает начальник, мы даже специальную одежду надеваем. Что интересно: в том общении с Патриархом, о котором я говорил, было два небольших перерыва. После второго перерыва Патриарх снял свой куколь – и мы камилавки сняли, свои головные уборы. А до этого – нет, все часы – в специальных головных уборах. Таков этикет, так положено, и во всем этом есть свой глубокий смысл.

Вы знаете, вот в некоторых семьях нет семейных торжеств. Нет праздников, которые специально организовываются, а так всё – очень скудно, впопыхах и кое-как. Нет некой программы того общения, которое нужно продумать, составить – и всё опресняется. В некоторых семьях нет понимания важности слов о любви – к мужу, к жене, к детям. К ужасу своему я узнаю, что некоторые родители прощения у детей не просят. Ужас! Не просят. Это страшно. Ведь ты не можешь всегда быть прав! Вот Патриарх извиняется перед теми, с кем он общается и вместе часто трудится, потому что всё бывает. Извиняется! А мы часто не извиняемся. Это страшно, это глубинные понятия, основные! Если этих слов не произносить – всё ломается. Снова обращаюсь к тому, что является общим местом: увы, но нередко жёны не ждут мужей домой! Они устали в течение дня. Они устали... А он пришёл тут, вечером, поздно. Не вовремя вообще. Не встречают, не целуют. Слов нежных не говорят. Ласку не проявляют...

О чём вы, батюшка, на амвоне? Да об этом самом говорю, о чём в Евангелии сегодня сказано. Это воспитывается, начиная с малого. Это не падает с неба. Это поступательно, постепенно развивается и вкладывается с детского возраста, и потом непременно проявится, если это было в семье. Обязательно проявится. И будет главным, доминирующим. Потому что подражают тем, кто был возле тебя: родителям. В поведении, в общении, во взаимодействии в людьми. И в нужный момент проявляется главное, основательное, ценностное, базовое, самое значимое.

И третья ступень, третий очень важный элемент, на который Святые отцы обращают внимание в сегодняшнем коротком отрывке. Это благодарность. Очень глубинный, очень внутренний импульс. Он важен для того, кто говорит, кто выражает благодарность. Потому что если по Евангелию, то тот, кто совершил благое дело, не должен ждать. Но это по Евангелию. А мы ждём. Но важнее это тому, кто произносит это слово, кто благодарит – словом и делом. Можно бросить слово на ходу, но ничего не вложить туда. А можно вот это слово благодарения, или действие благодарения, выразить – служением, отношением, поведением. Порывом выразить. Оно ощутимо, оно очень глубоко. И это тоже нужно воспитывать в себе и в близких. Уметь благодарить. Ну правда, вот это время нынешнее очень отличается от совсем недавно минувшей эпохи. Сегодня часто не благодарят. Как должное принимают – и не благодарят, не ценят этого. Вы знаете, есть моменты, которые не нужно даже объяснять, которые как бы сами собой разумеются, но мы этого не ощущаем, не вмещаем.

Вот на Афоне возле каждой кельи всегда есть огородики какие-нибудь небольшие. Монахи там обязательно занимаются рукоделием: они не только молятся, они выходят на грядки, трудятся, даже те, кто очень немощен. Они работают, и продолжают, работая, молиться, но они что-то делают, у них есть пространство действий. И молитвы, и действия.

А обычный сегодня человек торопится отдыхать. Если покопаться в памяти и сознании человека, к чему он стремится? Начиная неделю рабочую, он думает об отдыхе через несколько дней и к нему готовится целенаправленно в течение всего этого времени. А ещё – лелеет мысли об отпуске, и в ожидании этого события отдыха, расслабления нередко и проходит год у человека. Его согревает ощущение, что он скоро будет отдыхать. Не мысль о Царствии Божьем согревает (её же тоже нужно в себе воспитывать!), а желание расслабиться, а у кого-то и вообще, как сегодня, говорят, оторваться! Я вот был в Бразилии на Олимпиаде – так туда как раз, в Рио-де-Жанейро, многие люди приезжают оторваться. Это город страшных пороков. Такое скопление бесов, такое падение нравов – и лезут туда, едут, плывут и летят... Целый город удовольствий! Это всё разрушает душу человека. Это всё меняет его сознание, переворачивает его мировоззрение. И вот в это осквернённое сердце как Христос может войти? Он стоит там, на высоте этого постамента, на горе, и возле Него все фотографируются. Это уже, конечно, хорошо. Но разве только за этим Он там стоит?

Вот и в наше сегодняшнее внутреннее чувство падает зерно напоминания – каков ты перед этим маленьким отрывком Евангелия? Каков ты в этом благодарении Богу, ты, прокажённый человек, в гноище своих дел и мыслей? Готов ли ты идти, учиться этому искусству благодарности, благоговения, ощущения недостоинства? Есть ли желание овладеть этим искусством? Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев