Проповедь в Неделю 23-ю по Пятидесятнице. 27 ноября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
27 ноября 2016, воскресенье

Евангельское чтение:
Лк. 10:25-37
Ин. 1:43-51

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, в преддверии Рождественского поста, Святая Церковь предлагает нам вновь Евангельское чтение с рассуждением о ближнем: пришедший законник – человек, который научался сам и других обучал знанию Закона – искушая Иисуса, вопрошает Его о том, кто есть ближний.

Почему Святая Церковь так часто приводит этот отрывок для нашего внутреннего взора? Зачем неоднократно в течение года именно это небольшое повествование звучит в нашем сердце и отзывается эхом в нашей душе? Почему вновь и вновь, месяц за месяцем, столетье за столетием чаще иных звучат некоторые места в Писании для того, чтобы мы их слышали?

Мы с вами – особенно те, кто воспитывают детей, – обращаем внимание, что сказанное один, два, десять, а порой и сто раз не слышатся нашими чадами. Они слышат, но не усваивают это. Они как будто согласны, но не воспринимают в глубине, потому что для того, чтобы привиться в душе этому маленькому росточку, необходимы условия. Поэтому произносимое часто назидание даёт человеку возможность над чем-то всерьёз задуматься, снова и снова возвращаясь к важной теме.

Толкователи священных текстов обращают внимание на одно очень важное обстоятельство: законник, обращаясь ко Христу, говорит Ему: «Кто есть мой ближний?» Для внешнего наблюдателя может быть непонятно состояние вопрошающего. Бывает, приходит человек в некоторую организацию и просит о чем-то. Он может это сделать вежливо, а может хамовито, может доброжелательно, а может и резко. Или, допустим, работающий в некой организации человек, принимая другого человека, может к нему обратиться с сердечной теплотой, а может формально, безжизненно, заражая этим состоянием пришедшего. Бывает непросто общаться с продавцом в магазине в поздний час, когда уставший человек, не сдержавшись, что-то весьма нелицеприятное нам произнесет, а мы расстроимся, даже обидимся.

Вот в таком состоянии говорит обращающийся ко Христу законник. Люди святой жизни, комментируя этот евангельский текст, утверждают, что центром жизни для этого человека является он сам. И вопрос: «Кто есть мой ближний?» звучит из глубины сердца, в котором утвердилась мысль о собственной идеальности. А раз так – тогда и весь мир должен это признать, и я сам буду выбирать, кто есть мой ближний.

Ответ Христа совершенно переворачивает всё. Знаете, порой мы с кем-то общаемся и, беседуя, рассуждая на какую-то тему, предлагаем согласиться с нами в отношении чего-то очевидного как само собой разумеющегося. Разговор идёт дальше, и мы совершенно убеждены в том, что это именно так, а не иначе. И тот человек, законник, также был убежден. Он пришёл, у него есть устойчивая жизненная позиция. И рассказ Спасителя, Его предложение задуматься над тем, кто есть ближний – нестандартны.

Так кто же есть ближний? Оказывается, всякий, нуждающийся в твоей помощи, нуждающийся в тебе, которому ты должен оказать какое-то содействие. Если ты этого не делаешь, участия не принимаешь в его жизни, то ты не можешь возлюбить всем сердцем, всей душей и всем помышлением Бога. То есть ты находишься в иной системе координат, ты не можешь этого даже воспринять, пока ты вот там, в сердце, себя так любишь, а это ведь грех – самолюбие.

А любовь к себе по Евангелию – это совершенно другое понятие. Это значит рассмотреть в себе нового человека, возлюбить отражение Христа в своем сердце. И вот его же – этого чистого нового человека – по-другому воспринимать. Это и есть евангельское: «возлюби ближнего, как самого себя». Если в эту сторону не мыслить, не идти – тогда ничего в христианстве понять невозможно. Это совершенно иная, глубокая, внутренняя, неземная мудрость.

Обращающийся к тебе человек, твой ближний, может быть разным, и как с ним общаться – вот об этом Евангелие и предлагает нам задуматься. Ведь в нашей жизни есть те, кто не нуждаются на самом деле, есть и мошенники.

В моей пастырской практике было немало случаев общения с мошенниками. Причем были такие очень даровитые, талантливые люди, при этом одержимые нечистым духом, которые приходили и поражали меня своими рассказами, и потом я молился, и, общаясь с ними, пытался разобраться: что это? Таких примеров было немало, вот один из них.

Как-то пришёл некий ближний к священнику и говорит: «Помогите мне, я погибаю, мне больше некуда идти! Я пришёл к вам, потому что надеюсь и верю, что здесь, в Церкви, найду поддержку и помощь». Как он говорил потрясающе! Знаете, это было настолько ярко, живо, глубоко.

– Мне плохо, я очень болен, у меня украли очень дорогое лекарство – инсулин. Я приехал из другого города, у меня есть документы, подтверждающие, что я не вру. Мне плохо, я должен колоть каждый час себе это лекарство, а оно очень дорогое. Я умираю, у меня украли. Я себе вколол последнюю ампулу, а в течение дня нужно несколько уколов, и если я не сделаю укол в самое ближайшее время, я умру. Я пошел в храм, в другой, подошёл к священнику, Вашему собрату, попросил помочь – а он не поверил мне, прошёл мимо. Мне тяжко, страшно ужасно! Движимый этим состоянием, я пошёл в мечеть и попросил их о помощи. Они мне сказали: «Да, если ты примешь ислам». Во мне переворачивается все, мой ум плавится, моё сердце страдает, я боюсь совершить страшное преступление, помогите. Вы – моя последняя надежда!

Ты не ждал его? Он оказался возле тебя неожиданно. И всё это было настолько живо и действенно… Но поскольку мне приходилось уже слышать подобные истории, я попросил его сделать маленькую паузу и позвонил знакомому доктору, при этом молился. И узнал, что если здоровому человеку ввести это лекарство, то это страшный удар по организму. И тогда я нашёл нужную, очень большую сумму денег, пришёл с этой суммой денег и с одним человеком, и, обращаясь к этому страждущему, сказал ему: «Сейчас вот этот человек пойдет с тобой в аптеку и купит то, что тебе надо. А потом ты сюда придёшь и при мне сделаешь себе укол».

– Как вы мне не верите? Здесь, в Церкви, не верите? Как же так?
– Ты пойдешь в аптеку за лекарством?
– Да.

Крестины начинаются. Пока шли крестины, он взял паузу. А после крестин подошёл и сказал: «Пока вы здесь меня испытывали, пришёл человек, который купил мне это лекарство, вот оно. Но мне нужны особые продукты, которые не везде можно купить, они стоят очень дорого, мне нужны деньги».

Тут уже все было пожиже, на этой воде. Я дал ему еды и отпустил. А через год встретил его у мощей преподобного Сергия, случайно, где он пытался рассказывать подобную историю ещё кому-то. Подошёл и спросил его: «Ну как ты живёшь?» Он узнал меня и сказал: «А возьмите меня к себе на работу?!»

– Кем?!

Сегодняшнее Евангельское чтение предполагает, что мы с вами тоже будем рассуждать. В послании апостольских мужей есть хорошие слова: «Да запотеет милостыня в твоей руке, чтобы ты не отдал её туда, где не во благо. Но если и отдашь вдруг, не печалься, ибо принимает её Христос». И, посылая нам испытания в этой жизни, Господь всегда возле нас. Один богослов (рассуждая, конечно, о мужчинах в данном случае) сказал: «Входя в храм, нужно снимать шляпу, но не голову».

Сегодняшнее чтение Евангелия – это призыв к духовной мудрости, к важности осознания того, кто есть мой ближний, и кто есть я по отношению к нему. У каждого в этой жизни были и ещё будут испытания. Будем стараться переживать их со Христом, призывая тех, кто возле нас, задуматься над своей личной ответственностью от этого выбора. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев