Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. 14 октября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
14 октября 2016, пятница

Евангельские чтения:
Лк.10:38-42; 11:27-28

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Покров Царицы Небесной, дорогие братья и сестры, согласно святоотеческому толкованию является самой надежной защитой и охраной в этом мире – потому что, как сказано в Священном Писании, если Господь не сохранит город, то всуе бдит стерегущий.

Можно совершать в этом мире много такого, что связано с охранением, и существует немало специальных служб, работающих в этом направлении. Хранить самого себя, хранить больших людей, хранить свое имущество… Но в отношении праздника Покрова Божией Матери мы говорим о духовной защите – о той внутренней, глубокой, содержательной духовной составляющей жизни человека, которая имеет отношение к религии, то есть к связи Бога и человека. К тому соединению и, по слову Блаженного Августина, вос-соединению, которое через Божественную благодать, преподаваемую человеку по его вдоху с покаянным чувством, восстанавливает прерванную нить и соединяет земное и небесное, человека с Богом.

Мы с вами слушаем и читаем Евангелие от Иоанна о том, как Господь, завершая путь земной жизни, благословил Матерь Божью, обращаясь к Ней: «Се, сын Твой», указуя на апостола Иоанна. И в этом сыновстве, в этом присутствии апостола при Кресте вместе с Пречистой Девой – вручение всего человечества, благословение на Покров и милость со стороны Пречистой Девы к каждому человеку. А вместе с тем, обращаясь к нам и к апостолу Иоанну там, на Кресте, Господь возглашает всем нам: «Се, Матерь твоя».

К сожалению, очень часто живущие в этом мире люди не почитают Матерь Божью как мать. И суровые, но правдивые и глубокие слова Божьей заповеди – «Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе, и долголетен будешь на земле» – в первую очередь имею отношение к Небесному Отцу и к Богородице.

На днях мне довелось здесь, в нашем храме, давать интервью немецкому телевидению. Корреспондент спрашивал у меня: «А стоит ли вообще преподавать православие в школах? И зачем?» Да: не только стоит, но просто необходимо преподавать. Ведь православие является культурообразующей религией в пределах нашего Отечества. Живущий в какой-либо мусульманской стране человек тоже должен изучать культуру этой страны, непременно должен ознакомиться с основами ислама. Это правильно. И живущий в стране, где есть буддизм, должен открыть и почитать – что это такое? Так и живущий в православной стране должен знать культуру своей страны и познакомиться с тем, что имеет отношение к религии, к тому богодухновенному, обращенному к человеку Божественному слову, которое открывает в сердце всякого изучающего дверь: незримую дверь, за которой – свежий воздух.

Вся история христианства пронизана почитанием Царицы Небесной. Что же есть этот Покров? Какова эта защита? Да, это часть одежды – омофор, и на иконах Пречистая Дева держит его над всем миром. А войти в радость общения с Нею и получить благодать Её Божественного Сына призван каждый человек. Ибо Божественная милость простирается на всякого – и знающего Бога, и не знающего. Он одинаково любит каждого человека, ибо все мы – чада Божьи. Живущий в этой любви человек пользуется Божественной милостью: он наделён Богом талантами, и если в нём и есть ущербность – а в каждом из нас она присутствует – то это не из-за того, что Господь его таким создал, а потому, что мы сами испортили многое в себе. И по наследству передаём испорченную природу своим детям, внукам, всем потомкам.

Но вот в этом мире есть те, кто исправляет наши ошибки, поддерживает лучшее в нас и призывает нас задуматься над тем, как нужно жить для того, чтобы измениться, исправиться, защититься, уберечься, сокрыться от грязи, от непотребства, от безумия того, что имеете отношение к тёмной силе. Ведь нередко человек прибегает к помощи именно этой силы и облекается в ризы совершенно реального безумия: поклонения страстям. В любой форме это страшно: и в откровенной – сатанинской – форме, и в прикровенной, которая сегодня нередко проявляется в страшном бескультурии даже в отношении элементарных норм поведения в жизни людей. Ибо всякий, кто ищет красоты, и стремится к гармонии, непременно узнает Бога. Ибо Бог – это высшая красота и высшая гармония. И те самые слова Ф.М. Достоевского – о том, что красота спасёт мир – это Христос, Который спасёт мир, ибо Он есть высшая красота. Путь к истинной жизни.

В России более трёхсот икон, с которых на нас взирает Пречистая Дева, и эти иконы имеют отношение к важнейшим вехам в истории нашего Отечества. Их брали с собой на поля сражений, обносили вокруг городов в дни бедствий и эпидемий. Мы взывали к Ней в течение многих столетий, и мы должны помнить об этом. И передать по наследству наше к Ней почтение, наши чувства к той, Которая нас любит.

Некий человек долгое время молился Пречистой Деве, а потом, не ощущая (видимо, в силу своей духовной слабости) Её поддержки, сказал: «Я больше молиться Ей не стану, ибо в моей жизни ничего не происходит такого, что бы показывало Её ходатайство, Её предстательство. Я Её не видел». И несчастный перестал взывать ко Пресвятой Богородице. Уставший, он заснул, и в тонком сне к нему явилась Пресвятая Дева и кротко, с любовью, с сожалением сказала ему: «Посмотри на твою жизнь, вот она перед тобой сейчас вся откроется как некая скатерть, как некая дорога. Взгляни на своё детство – вот здесь ты должен был погибать, а вот тут – тонуть, а вот тут – не выдержать экзамена. Посмотри дальше – это была юность, были зрелые годы…». Шаг за шагом, со смирением Матерь Божья показывает человеку то, что он преодолел с помощью Божьей и под Её покровом, но сам этого не вместил, не оценил и не поблагодарил. Когда этот человек вышел из состояния сна, ему стало стыдно. Он над многим задумался.

Именно с этим призывом задуматься обращаются к нам Святые отцы Православной Церкви: задуматься и духовно погрузить свой взор в понимание значения высоты поддержки, оказываемой нам Царицей Небесной.

В день покровительства Матери Божьей, о котором Святая Церковь каждому из нас напоминает, сердце человека, открывающееся перед правдой и высотой, не может не испытывать чувства стремления к высоте нравственных идеалов, глубине целомудрия и духовной работы. В этом – внутренняя духовная содержательная сторона сегодняшнего праздника. Аминь.

Прот. Андрей Алексеев