Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. 2 октября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
2 октября 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Мк. 8:34-9:1
Мф. 22:35-46

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, в неделю по Воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня Евангельское чтение в очередной раз предлагает нам войти в духовную глубину понимания главной Божественной заповеди. Мы неоднократно слышали о ней, и наверняка почти все знают её наизусть. Рассуждение о любви к Богу и ближнему – это высший пилотаж. Никогда человек, приступающий к познанию какой-либо науки, не может сразу, в одночасье, её воспринять, но вместе с тем, высота этого мастерства не останавливает пытливый ум и ревность первопроходцев.

Совсем юный человек, в раннем отрочестве начиная свой путь в разных школах, постепенно поднимается по лестнице образования и воспитания и достигает порой великих вершин. Вот и здесь перед нами показана великая высота. Любовь является Божьим даром тому, кто доказывает Богу, что хочет её стяжать. Это очень длительный процесс. Невозможно полюбить, не зная, что любить, как любить и что вообще нужно делать.

Понятие любви может быть страшно искаженным. В духовной жизни одним из главных постулатов является принцип недоверия самому себе: те, кто уже прошёл по пути доброделания, призывают начинающих этот путь не верить себе, не доверять. Как часто в нашей жизни мы вообще об этом не думаем, склоняясь к тому, что приходит нам на ум и в сердце и принимая это за правду, даже не попытавшись оценить это и задуматься: откуда эта мысль пришла мне в сердце? Чья она? Вот почему человеку необходимо погружать свой ум в Священное Писание и наполнять сердце той духовной мудростью, без которой невозможно познание истины.

Любовь к Богу и ближнему… Разве в одночасье возможно подобное человеку испытать? Нет. И святые подвижники веры предлагают нам начать с малого: начать видеть Бога в себе. В каждом из нас есть два человека – ветхий и новый. Наше свободное добровольное решение должно склоняться к тому доброму, что есть в каждом из нас. А от ветхого человека, который тоже есть в каждом из нас, – от этого гадкого, мерзкого, ленивого ветхого человека, – надо добровольно и свободно удаляться. И никто нас не может заставить это сделать. Призвать – да, но заставить – нет. Только моя совесть и я сам могу заставить себя.

Евангельское чтение призывает нас в себе Христа увидеть и начать учиться Его любить. А что означает «возлюбить в себе Христа»? И что значит – «самого себя возлюбить»? Значит возлюбить в себе не вот того маленького, ветхого, мелочного, скудного, внешнего, временного, несовершенного, лживого, живущего во мне, а иного, который тоже есть во мне… И вот там, в глубине этого света, рассмотрев Христа, надо учиться Его любить, применяя те средства и инструменты, которые Господь дал, чтобы разобрать эту крепость вокруг Христа внутри моего сердца, чтобы быть к Нему ближе.

«…И ближнего своего, как самого себя». Это ещё одна задача. Это то мастерство, которым люди должны овладевать. Нам предлагается рассмотреть не только в себе, но и в ближнем его нового человека. То есть замечать не того ветхого и дрянного, который и во мне тоже есть, а нового… Если мой дрянной человек будет общаться с дрянным человеком того, кто возле меня, тогда и дело будет дрянью. Тогда и рассуждения о правде с места не двинется.

Знаете, что страшно бывает? Я был потрясен, когда в первый раз прочитал у преподобного Антония Сурожского, а потом прочел у того, у кого он прочитал – у преподобного Феодосия Печерского. Там есть такое высказывание: «Еретиком можно быть, как будто бы и не искажая учения Церкви, но на поверку делами не являя того, о чем говоришь». Очень страшно когда человек рассуждает о добре, о правде, призывает ближних поступать правильно (как много в этом слове!), а сам так не поступает. Тогда это ересь, это искажение истины. Страшно. То есть ты призываешь поступать, и даже сейчас в этом призыве ты страшен, ты гневен, раздражен, ты требуешь от кого-то поступить верно – а сам тут же являешь жутчайший пример неправильного поведения и отношения! Вот она ересь. Не правда ли, потрясающая духовная перспектива?

Этот горизонт, открывающийся перед ищущим человеком, предлагает ближним увидеть лучшее, в нём Христа увидеть. Наше большое отличие от Богочеловека Христа в том, что Он лучшее в людях замечал и видел как Бог. А мы по нашему скудному внутреннему состоянию видим сразу худшее в человеке. И вот тогда наш худший человек, соприкасаясь с худшим человеком нашего ближнего, даёт такую страшную, невероятно разрушительную силу, что плохо всем.

Я был в этот четверг в одном доме. Мы рассуждали в нём, почему маленький ребёнок, около пяти лет, пришел к родителям и сказал: «Мне так плохо, пожалуйста, не ссорьтесь». Два человека, муж и жена, так сильно стали друг друга не любить, что почувствовал это состояние даже ребёнок. Пришёл к ним, и они, ужаснувшись, вдруг рассмотрели, что в них не так. И поняли, что срочно нужно что-то делать.

Нужно иметь правильный духовный ориентир. Как это вообще делается? С чего нужно начать это делать? Ведь сразу измениться невозможно, к этому надо подойти. Ну, представьте себе – вышел бы священник на проповедь и произнёс: «Дорогие братья и сёстры! сегодня мы читали в Священном Писании, что нужно Бога возлюбить и ближнего, как самого себя». Всё верно. Но в ком-то из нас нашёл бы отклик этот призыв? В нашем сознании, в понимании, в сердце должна выстроиться та лестница, по которой нужно подниматься, осознавая, что мы находимся ещё внизу, ещё и на первую ступень не попытались подняться, и нас вновь Господь приглашает войти в это состояние и начать действовать. Причём не «когда-нибудь», а вот прямо сейчас что-то начать делать.

Как-то меня потрясло одно событие – потрясло своей правдой в отношении себя самого, своей никчемности, лености и пустоты. Был такой пример. Как-то в огромном храме при большом скоплении людей, в большой праздник, некий подвижник веры наблюдал, как священник проповедует, а на ухо ему говорит бес. Молясь, подвижник ждал, когда же что-нибудь в словах священника будет не так. Но всё было правильно, безупречно, даже выстроено красиво. И он всё ждал, когда же будет какая-нибудь заковырка или ложь. Но её не было. Закончилась служба, ушли люди. Вышел священник. А бес стоял в углу храма и смеялся. Его никто не видел, кроме Божьего угодника, который подошёл и спросил его: «В чём же твоя ложь?». Тогда, продолжая смеяться, лукавый сказал подвижнику: «Отче, никто из тех, кто сегодня здесь стоял в храме, ничего делать не будет». «Отчего так?» – поинтересовался старец. «А потому, что священник проповедовал с холодным сердцем» – был ответ.

Родители – это духовенство малой церкви, это Божье священство в доме. Отец – это иерей, мать – это диакон, а дети – это пономари, певчие, чтецы. И если мы не будем понуждать себя учиться горению, то и наша малая Церковь, и наша большая Церковь как институт, как собрание верующих (не как Тело Христово, нет) может умереть. И если подобное происходит, то причина только в нас, что-то в нас самих не так пошло. И призыв маленького ребёнка не ссориться (с кем не ссориться? – с Богом, в первую очередь, и друг с другом) – он звучит в эту неделю для каждого из нас. Это вновь и вновь призыв к сердцу каждого человека, к малой Церкви, к любому живущему в этом мире, готовому что-либо сделать – конечно, начиная с себя. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев