Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. 27 сентября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
27 сентября 2016, вторник

Евангельское чтение:
Ин. 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Восточная и западная традиции по-разному изображают Распятие. На западе это мука. А на востоке на лике Спасителя изображается покой. И одно и другое – правда. Как есть разные стороны одной медали, так и разные традиции порой дополняют друг друга, подчеркивая глубину скорби и страдания, а вместе с тем – мира и покоя. Воистину, на этом Кресте совершается глубокое, но для нас, пребывающих в состоянии греховного отчуждения, в полноте своей пока невместимое Таинство любви.

Мы в нашей земной жизни проявляем заботу о ближних: родители – о своих детях, герои – о своей стране и собратьях по оружию. Немало и иных примеров подвигов, когда жизнь отдаётся человеком за кого-то. Откуда всё это? Неужели ценность жизни и радости в этом мире не является высшей точкой гармонии? Оказывается, что нет. Есть другие вершины, взойти на которые призван каждый, но не каждый решается на это, потому что с точки зрения внешнего человека и законов мира, постепенно уходящего от Бога, жертвенность в отношении ближнего – это абсурд. Это глупость, сумасшествие, безумие. Как можно отдавать себя ради ближнего? И жизнь свою посвятить кому-то? Но для христианства это норма. Вот почему в Священном Писании сказано, что Царство Божие не от мира сего. И вот на этом Кресте изображается высшая степень любви: когда Создатель этого мира, в полном смысле слова вдохновитель человека, – Небесный Отец, движимый любовью, идёт за сыном, сбежавшим из Рая. А ведь Адам сбежал из Рая – нужно понимать, что тогда произошло. Понятие изгнания порой неверно осмысливается людьми. Бог не выгонял Адама из Рая – его гнал оттуда бес. Бог страдал, и пошёл за сыном Своим. А Адам сбежал сам – от изобилия, от духовной радости, от непрестанного общения с Богом: он не захотел, он решил, что сможет сам. Да, он был обманут дьяволом, но он дал обмануть себя. И это вина праотца и праматери. И вот за ними, ушедшими из рая, но раскаявшимися, осознавшими своё падение и ощутившими, что значит лишиться блаженства – когда дьявол получил власть над человеком, когда смерть вошла в жизнь человека, когда грех вошёл в свои права, кои дал ему человек беспечностью своей и изменился волей, умом и сердцем, – вот к нему, к нам приходит Тот, Кто создал, зная, на что Он идёт и чем закончится Его поход.

Когда близкие люди ссорятся, но кто-то из них, движимый готовностью духовно потрудиться, начинает уступать другому человеку – не драться, не кричать, не оскорблять, а… как бы это по-мирскому сказать? Берёт себя в руки. Хорошее высказывание. В чьи руки? Есть такое песнопение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Те, кто крестились во Христа – в Него облеклись. «В руце Твои, Господи, предаю дух мой», – обращается перед отходом ко сну человек. Но человек может быть не в духе, то есть не в Святом Духе. И вот когда один из спорящих вдруг вспомнит, что он христианин и носит крест, на котором Господь изображен, – тогда он берет себя и предаёт в Его руки, и начинает испытывать действие Святаго Духа. И вот тогда другая сторона под воздействием этого Духа и правильного поведения того, кто вошёл в этот Дух, – успокаивается. Возможно, не сразу, но в конце концов так происходит. Оказывается, от этого Креста исходит огромная сила! Но испытать её может только тот, кто хочет в неё войти, её принять. А если этого нет, тогда для него это просто лежащее древо, и, соприкасаясь с ним, он не ощутит, к чему прикладывается.

Что там, на этом древе? Там – распятая нами Любовь, преданная самой позорной смерти. На этом Кресте – Бог, отвергнутый нами. Знающий, что мы Его отвергли, но идущий на это отвержение, движимый силой отеческой любви, отверзающий Рай, спускающийся на дно мерзости и ужаса, в бездну ада, и там взывающий и умаляющий покаяться. Воистину, это нечеловеческое чувство. Но оно побеждает. И оно действует. Вот почему, даже при всех сегодняшних попытках обесценить высоту подвига, при всех предложениях почитать спасателями мира и героями нашего времени суперменов, – все равно в совести человека, в глубине его души живёт свет и огонь той веры, которая очень чётко определяет, кто же есть истинный герой и чем он движим. Ибо самые главные герои нашего времени – всё равно те, которые по Евангелию положили душу свою за друзей своих. А не ради обогащения, внешней славы и прочего того, что относится к мамоне. Ибо внутренний барометр нашей совести чётко показывает погоду и то, откуда дует ветер.

Сегодня – день строгого поста. Сегодня дыхание Страстной седмицы входит в нашу жизнь для того, чтобы каждый из нас вновь остановился и задумался: каков я перед этим Крестом? И что для меня – это древо? К чему я призываю себя самого и как разделяю с близкими несение этого креста – если, конечно, я именуюсь христианином. И пока сознательно я этого не сделаю, я буду очень далёк от категории христианских добродетелей. Но как только я начинаю к ним приближаться, я понимаю, что я сам не смогу, что мне нужна сила. Я должен получить её, и она даётся от Креста Тем, Кто, движимый любовью, отдал Свою жизнь. Родившись как человек, но воскресая как Бог, Он, будучи бессмертным, даёт нам свободу войти в радость победы Его над злом, смертью и грехом. И оттуда, с Креста, приглашает нас свободно и добровольно начать жить безумно. Предлагает нам сойти с ума для этого мира и, взяв крест, пойти за Ним.

Мы сейчас вновь под пение тропаря, кондака и величания будем прикладываться к этому Крестному древу – для себя, возможно, над чем-то задумавшись, отвечая на Божий призыв, в этот день Воздвижения сподвигая себя подняться слегка выше земного, суетного и временного. Всех вас, дорогие, с праздником! Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев