Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице. 18 сентября 2016 г. (Литургия)

Дата: 
18 сентября 2016, воскресенье

Евангельские чтения:
Мф. 21:33-42
Мф.: 23:29-39

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Какое интересное совпадение, дорогие братья и сестры! Так бывает не каждую службу, чтобы два Евангельских чтения были столь созвучны: рядовое чтение воскресного дня – о злых виноградарях – и чтение, посвященное пророку Захарии и праведной Елисавете. Здесь столько крови, здесь столько шума… И невольно возникает вопрос: нам что до этого? А вот вы знаете, есть о чем порассуждать.

Итак, притча о виноградарях. О господине (Боге), о нас с вами, которым дан в этом мире удивительный удел радости мира (наша душа), дано пространство, в котором нужно реализовать те замыслы о нас Бога, которые глубоко истинны, потому что любящий Отец никогда не ошибается и для каждого из нас Он приготовил что-то важное, нужное и ценное. Только важно рассмотреть, что это, и условием для этого движения к Свету и встрече с Ним является наше свободное волеизъявление начать жить по Божьему закону, а готовность испрашивать благословение на добрые дела и благодарить Бога за получаемое.

В притче рассказывается история рода человеческого, получившего столь многое от Бога – и не только предавшего своего Отца, но и еще и убивающего Того Бога, Который нас создал. Вот такая страшная страница убийства и крови. Имя Христа в ком-то вызывает лютую ненависть. Почему? Вспоминается та давняя история, о которой мы порой рассуждаем. В годы безбожного лихолетия в переполненном классе первого сентября учительница подняла детей, и по её призыву они стали громко кричать: «Бога нет!» Все кричали, кроме одного мальчика. Он пришел в состоянии мира и радости, он поднялся, но молчал, улыбаясь. Она подошла к нему и спросила: «Ванечка, а почему ты не кричишь?» «А если Его нет, зачем об этом так громко кричать?»

В этот мир Господь посылал Своих пророков и учителей, в этом мире Им написаны через боговдохновенных людей те книги, с верой листая которые человек может прозреть, если захочет. А если он не захочет, то, по слову святого Иоанна Кронштадского, «…ни один самый замечательный священник, ни одна самая пламенная проповедь ничего не сделает с человеком, если он не имеет веры в Бога». Вопрос «верю ли я в Бога?» предполагает не только уверенность, что Он существует, но ещё и доверие и верность Ему.

Мы как-то привыкаем, что в нашей жизни есть то, что мы не ценим. Ведь в этой притче – рассказ о нашей неблагодарности, глубочайшей неблагодарности. Нам столько всего дано, и как мы распоряжаемся всем этим? Мы бежим от голоса правды, а нередко слова, произносимые Богом в этом мире через людей, пытающихся как-то жить по Христу, вызывают в нас протест. Мы готовы спорить с ними, мы готовы предъявить им некие требования, чтобы они только не мешали нам. Нам – с кем? С кем нам помешал жить Христос? С кем не благословляет жить Небесный Отец? С беззаконием, с темнотою, с грязью и с источником этого бесчиния – с дьяволом.

Знаете, если посмотреть на нашу жизнь – стремимся ли мы с вами рассмотреть этот Божественный промысл о нас? К чему Он нас ведёт? На что Он нас сподвигает и благословляет? Если бы мы были хоть сколько-то внимательны, сколько всего интересного мы могли бы увидеть! Именно духовно внимательны. Но – нет времени. На Бога не хватает времени!.. Меня порадовала исповедь одной женщины. Она пришла и сказала: «Впервые за все годы я летом взяла Евангелие на дачу… Я не открыла его ни разу. Но я взяла его, и смотрела на него. Мне было ужасно стыдно, но не хватало мне времени на Евангелие. Он мне дал дачу, дал возможность доехать, дал там возможность питаться, покупая хорошие качественные продукты у молочницы, у меня есть деньги, у меня есть руки и глаза, у меня есть семья, и даже Евангелие лежит на моей полке… Куда мои глаза смотрят?»

Так же недавно большой чиновник меня просил помолиться: у него сильно болит глаз, он им не видит. Он позвонил священнику с просьбой, чтоб тот помолился о нём. У него не видит глаз, и у него всё иначе стало в жизни. Ежедневно ему делают уколы в этот глаз, обещая спасти. Нам столько дано в этой жизни, а мы не ценим! Мы пользуемся и предполагаем, что это наше – то, что Богом нам дано на время. Куда ты смотришь своим глазом? О чём рассуждает твой внутренний человек? Какие слова произносит твой язык? Какие отпечатки хранит твоя память? Какие песни ты поёшь и какие передачи смотришь? И где твоё сердце? Я дал тебе виноградник, я дал тех, кто назидает, поучает тебя. Но как ты живёшь?..

Хочу поделиться с вами. Накануне этого дня мне пришло письмо, на моё имя, без обратного адреса. Почему в канун этого дня, когда мы читаем Евангелие о винограднике и виноградарях, настоятелю храма приходит письмо? Я всего читать не буду, здесь хула на Церковь, здесь угрозы, обвинения: [зачитывает] «Мы не рабы вашего еврейского Бога и не Его изделия. Мы внуки наших родных славянских богов – Лады, Перуна, Велеса. А посему с нами солнце и мы на стороне светлых сил». Это ведь глубочайшее заблуждение… А ещё – страшное кощунство и величайшая беда, и этих людей нужно пожалеть. Хотя потом, после таких обвинений и угроз, нередко сжигаются храмы, убиваются священники, и жизнь идёт дальше.

Обо всём об этом – сегодняшнее Евангелие. О той жизни, в которой мы забываем, что идёт война между дьяволом, который её затевает, и Богом, Который призывает к миру, единению и радости. У людей, написавших мне это, вызвало протест то, что связано с призывом к миру, единению и любви. Об этом здесь сказано. Именно эти слова вызвали в людях приступ ненависти, который сподвиг их найти время, чтобы всё это написать, прийти сюда, не оставив, однако, обратного адреса, и только на конверте написав почтительно, кому это письмо. А вот дальше не буду зачитывать, это непотребно. С кем они борются? Нет, не со мной. Я – рядовой священник, настоятель храма. Они со Христом борются.

Сегодняшние прочитанные в Евангелие слова актуальны для этого дня. Ведь чтобы к этому дню приготовить письмо, некоторая сила, знающая церковный устав и о чём будет читаться сегодня Евангелие, постаралась не опоздать. Я решил поделится с вами этой корреспонденцией, чтобы мы не расслаблялись. Ибо если у кого-то из нас лежит Евангелие, это уже хорошо. Но если мы его не открываем и не пытаемся по нему учиться жить, тогда с кем мы с вами и зачем мы живём? Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев