Евангельские чтения:
Мф. 19:16-26
Мк.: 6:14-30
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вновь, дорогие братья и сестры, перед нами – знакомый рассказ из Евангелия о юноше, пришедшем ко Спасителю. О богатстве, о рассуждении глубоком и внутреннем, которое имеет прямое отношение к Откровению Апостола Иоанна Богослова, где, обращаясь к глубокому внутреннему содержанию личности человека, Спаситель восклицает: «Имею Я против тебя!»
Что же имеет против нас Бог? И как правильно отнестись к этому высказыванию? Продолжая дальше, Он воздыхает: «Ты забыл свою первую любовь!»
О какой же первой любви идёт речь? В душу каждого человека Всемогущий Небесный Отец вложил ведение о Нём, знание о Боге. Вместе с тем, созданный по образу и подобию Божьему человек имеет величайший дар от Бога – свободу. Добровольно и свободно человек должен выбрать для себя, с кем хочет он идти по жизни. И вот это ведение и есть та самая первая любовь, которая в глубине нашего сердца должна быть осознаваема и возгреваема нами. Те трудности и сложности жизни, которые имеет всякий находящийся в этом мире – они суть только условия и средства для того, чтобы человек, проходя через испытания вместе с Богом (потому что только с Богом можно их пройти), возгревал в себе это чувство любви к Богу.
Если этого не происходит, тогда у человека нет понимания верных ориентиров в этом мире. Его действия, его мысли могут быть очень далеки от правды. Глубоко заблуждаясь и проживая свою жизнь вне Божьей правды, человек может состояться в этом мире, но пользы от этой состоятельности не будет никакой.
Пришедший с вопросом юноша обращается ко Христу не как к Богу, а как к учителю, и Христос напоминает ему, что благ только один Бог. Мысля в эту сторону, вопрошавший должен прийти к пониманию того, кто же есть Бог в этом мире и с Кем сейчас он, этот вопрошавший юноша, разговаривает. Если Христа исповедовать только как учителя, тогда человек не признает, что совершилось чудо пришествия в мир Того, Кто пришёл победить грех, дьявола и смерть. То есть сейчас этому человеку Бог не нужен, ибо он не исповедует Его как Бога. И значит – глубоко заблуждается и уже забыл свою первую любовь.
Дальше есть большой соблазн, который не редко подстерегает начинающего изучать Божье слово человека. Ему может показаться, что богатство является препятствием к Небесному Царству. Но это не так, в Евангелии об этом не сказано. Есть некоторые высказывания, очень яркие, кои могут смутить начинающего исследователя Божьего слова. Но – ни богатство, ни бедность не являются ни препятствием к Небесному Царству, ни ступенью к нему. Они есть нечто среднее, их можно употребить как во благо, так и во вред для себя.
О каком же богатстве идёт речь в этом Евангельском отрывке? Речь идёт о том богатстве, которое человек сам себе присваивает в своём представлении о том, что он имеет. Давайте рассудим. Всё, что мы имеем в этом мире – всё наше имущество, и материальное, и интеллектуальное, и духовное, и телесное – является Божьим даром нам. И для того, чтобы правильно рассуждать об этом даре, человек должен ежедневно Бога благодарить за полученное. Если этого не делать, тогда восприятие от имеющегося у человека перерастает в его сознании в ощущение того, что это он САМ что-то имеет в этом мире. И когда человек, ощутив себя в некоем богатстве, не готов отказаться от него, тогда на место Бога – первой любви – ставится идол этого стяжания. То есть – «Я имею нечто в своей жизни, что для меня более дорого, чем моя первая любовь».
«Я имею против тебя нечто», – говорит Господь. – «Ты забыл свою первую любовь». Если положить на весы это чувство, которое ты в себе не возгреваешь и не орошаешь ежедневно словом благодарности и порывом покаяния (а эти два понятия напрямую связаны между собою), ты начинаешь чувствовать себя великим собственником!
Путь заповедей – это возможность для человека ощутить в себе необходимость жить по Божьему закону. Этот путь предлагает человеку оставить всё. Что оставить? Ведь не всякому человеку удобно жить в пустыне. Кто-то живёт в этом мире. У кого-то путь власти. У кого-то путь послушания тем людям, над которыми Господь может поставить его правителем. Разве это не милость Божия? Разве не милость Божия – нести любое послушание в этом мире, на которое Он поставил тебя, и ты осознаёшь, что ты поставлен Им на это место для чего-то? Но когда человек присваивает себе полученное от Бога и не готов при этом отказаться от этого ради Бога, а считает себя богатым каким-то собственным талантом, каким-то имуществом, и присваивает себе то, что он имеет на самом деле как дар – вот это и есть то богатство, которое является препятствием для Небесного Царства. Человеку кажется, что он владелец всего этого, в то время как на самом деле он – лишь пользователь, только на время обретший от Бога возможность управлять этим, иметь это, чтобы в конце концов научиться искусству отдавать это.
На каждого из нас у Бога есть план. Каждому из нас прочерчена некоторая дорога в жизни, на которую мы можем встать или не встать. Если человек забывает свою первую любовь, если богатство, полученное от Бога на время жизни для того, чтобы учиться отдавать его, присваивается человеком себе, тогда он становится не в состоянии войти в Небесное Царство. Он глубоко заблуждается, он даже не думает в эту сторону. В его уме, в глубине его личности совершился страшный подлог, ошибка. И если её не преодолеть, тогда очень далеко от Бога отстоит человек. И всякий прожитый день остаётся без понимания того, зачем ты живёшь. А ты живёшь для того, чтобы научиться отдавать. Данное тебе ты должен учиться добровольно и свободно отдавать. Но это искусство! Ведь просто раздать своё имение – это ещё не всё: апостол Павел пишет, что если я любви, (то есть той первой любви) не имею, то никакой пользы мне от этого не будет. Если всё тело отдам на сожжение, но не имею этой первой любви, – нет мне в том никакой пользы.
Прилежный ученик, переходя из класса в класс, от курса к курсу, навыкает в том, что постепенно соделывает его обладателем больших сокровищ знаний. И, пользуясь ими, он испытывает состояние удовлетворения: ему хорошо от того, что приумножается его интеллектуальный запас, он начинает разговаривать сложными фразами, используя сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Он может блеснуть искусством прекрасной речи, и, будучи поставленным на высокое служение, поразить окружающих талантом развитого от Бога дара. Но если это не будет поставлено духовно сознательно и добровольно на ниву жертвенного служения – всё это никакой пользы человеку не принесёт. Более того: может принести и непременно принесёт ему страшный вред, потому что это богатство, полученное от Бога, он присвоит себе. Вот от этого предлагает Бог отказаться человеку. Ты не имеешь этого богатства, это не твоё.
Объяснить это тому, кто не встал на путь подобного рассуждения, невозможно. Более того, кто-то будет страстно защищаться от подобных мыслей: «Моё! Это моё! Вот это, это я готов отдать, а это – моё!» Ничего твоего у тебя нет, кроме греха. Ничего. Но не став на путь подобного рассуждения, человек не в состоянии начать дорогу духовной жизни. Да, трудно юному всё это постичь, но для этого есть родители. И не сразу, а постепенно они начинают объяснять своим чадам, о чем идёт речь. Вот так и Господь вновь и вновь, год за годом предлагает одно и то же – для того, чтобы дать человеку возможность всё глубже и глубже погружаться в духовный смысл Божьего слова. Тренировать себя для того, чтобы достичь некоей высоты.
Олимпийские чемпионы – это спортсмены, которые тренируются очень большую часть дня каждый день. Святой Иоанн Златоуст сравнивает спортсмена, атлета с духовным делателем на ниве изучения Божьего слова. И предлагает нам заниматься духовной тренировкой, но не только читать Священное Писание, а ещё и думать об этом в течение дня, окунаясь умом и погружая сердце в рассуждения, которые важно применять в естественной жизни каждый день. Если этого не делать, тогда что вызывает в нашем сердце короткое высказывание воскресного дня о Божьем слове? И надолго ли остается в нашем сердце?
«Я имею против тебя. Против тебя» – обращается Бог к каждому из нас. – «Ты забыл свою первую любовь. И если хочешь войти в Небесное Царство, тебе нужно её вспомнить».
Вот об этом сегодняшнее Евангельское слово. Аминь!
Протоиерей Андрей Алексеев